Архив «Часто задаваемые вопросы»
К полномочиям должностных лиц Министерства культуры Российской Федерации, осуществляющим государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о туристской деятельности, отнесены полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях в случае выявления нарушения требований законодательства Российской Федерации о туристской деятельности исключительно в части деятельности объединения туроператоров в сфере выездного туризма.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2012 г. № 2130-р статус объединения туроператоров в сфере выездного туризма был присвоен ассоциации «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма «ТУРПОМОЩЬ».
Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей применительно к туристской деятельности, включающей в себя туроператорскую и турагентскую деятельность, а также нарушения туроператором установленного порядка представления сведений о включении в единый федеральный реестр туроператоров, осуществляется Роспотребнадзором.
Основными факторами, сдерживающими развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации, являются:
- слабо развитая, а в ряде регионов отсутствующая инженерная инфраструктура (в том числе сети энергоснабжения, водоснабжения, транспортные сети, очистные сооружения, причалы, пристани, дноуглубление и берегоукрепление), что является препятствием для привлечения частных инвестиций в туристскую сферу;
- низкий уровень развития туристской инфраструктуры (недостаточность, а в ряде регионов отсутствие средств размещения туристского класса и объектов досуга, неудовлетворительное состояние многих туристских объектов показа, отсутствие качественной придорожной инфраструктуры практически на всех автомагистралях страны);
- отсутствие доступных инвесторам долгосрочных кредитных инструментов (например, проектное финансирование) с процентными ставками, позволяющими окупать инвестиции в объекты туристско рекреационного комплекса в приемлемые для инвесторов сроки;
- невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии вследствие недостатка профессиональных кадров;
- недостаточное продвижение России как привлекательного направления для туристов, обусловленное низким уровнем бюджетного финансирования.
С целью устранения указанных факторов, разработана ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» предусматривающая эффективное взаимодействие всех органов власти, туристского бизнеса, научных и общественных организаций в реализации масштабных туристских проектов и программ, направленных на развитие туристской привлекательности регионов, увеличение внутреннего и въездного туристских потоков, а также повышение качества туристских продуктов и услуг.
В настоящее время одним из наиболее перспективных видов туризма на мировом туристском рынке, растущим опережающими темпами, является культурно-познавательный туризм, охватывающий 10% общего международного потока туристов и характеризующийся высокой средней нормой туристских расходов.
Наша страна обладает огромным количеством культурных и природных достопримечательностей, а также иных объектов туристского показа. К ним, согласно данным Росстата, относятся 2 368 музеев в 477 исторических городах, 590 театров, 67 цирков, 24 зоопарка, почти 99 тысяч памятников истории и культуры, 140 национальных парков и заповедников. В России в настоящее время действуют 103 музея-заповедника и 41 музей-усадьба. Музеи-заповедники играют важнейшую роль в формировании привлекательного образа России за рубежом. Из 15 объектов культурного наследия, входящих в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, 12 находятся в составе музеев-заповедников. В соответствии с этим сеть музеев-заповедников как центров международного и внутреннего туризма требует постоянного совершенствования и развития.
Историко-культурное наследие России является важнейшим конкурентным преимуществом туристской отрасли страны. На поездки с культурно-познавательными целями приходится около 20 процентов внутреннего турпотока. Центральный и Северо-Западный федеральные округа — это центры культурно-познавательного туризма страны. Большие потенциальные возможности для развития этого направления есть в отдельных регионах Южного, Приволжского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. Однако неудовлетворительное состояние дорожно-транспортной и другой туристской инфраструктуры большинства перспективных с точки зрения культурно-познавательного туризма регионов указанных федеральных округов является сдерживающим фактором для формирования современного конкурентоспособного туристского продукта.
Федеральное агентство по туризму является федеральным органом исполнительной власти, одним из полномочий которого является продвижение туристического продукта на внутреннем и мировом туристических рынках.
Задача государства состоит в продвижении российского туристского продукта на внутреннем и мировом рынках. Частный бизнес не может проводить некоммерческую имиджевую рекламную кампанию всей страны, так как продвигает и продает только свой собственный продукт, а создание образа России страны, благоприятной для туризма, является исключительно государственной задачей. Это подтверждает мировая практика.