instagram (1)
Министерство
Министерство
Деятельность
Деятельность
Контакты
Контакты
Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому

Отчет о письменных и устных обращениях граждан, поступивших в Министерство культуры Российской Федерации за 2022 год

2 февраля 2023
Текст документа

Итоговый отчет об обращениях граждан за 2022 год, поступивших в Министерство культуры Российской Федерации, подготовлен в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Регламентом Министерства культуры Российской Федерации, утвержденным приказом Минкультуры России от 07.06.2021 № 792.

Все поступившие в Министерство обращения регистрируются в установленный законом трехдневный срок и передаются на рассмотрение в Департаменты по компетенции, что позволяет осуществлять направление ответов заявителям на все поставленные в обращениях вопросы.

На все поступившие в Минкультуры России обращения граждан даны ответы в установленные законодательством сроки.

В 2022 году в соответствии с Методическими рекомендациями по режиму труда органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций с участием государства, разработанными Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 16.03.2020 № 19-0/10/П-2261, Поручением Правительства Российской Федерации от 16.08.2022 № ДГ-П17-13734кв и в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции в Министерстве культуры Российской Федерации временно ограничен личный прием граждан до периода стабилизации эпидемиологической ситуации.

Информация о личном приеме граждан размещена на официальном сайте Министерства (https://culture.gov.ru/desk/personal_reception/).

I. Статистические данные по обращениям граждан.

В период с 1 января по 31 декабря 2022 года в Министерство культуры Российской Федерации поступило 14015 обращения граждан, в содержании которых указаны 16479 вопросов. На контроль поставлено 13251 обращения. По вопросам, не относящимся к компетенции Министерства, обращения граждан направлены по принадлежности для исполнения в другие федеральные органы исполнительной власти, государственные учреждения и ведомства, о чем заявители уведомлены в соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В указанный период обращения граждан поступали в Минкультуры России по нескольким каналам связи, представленным в таблице ниже.

Источники поступлений обращений граждан
в Минкультуры России

Количество

Обращения, направленные из Администрации Президента Российской Федерации

2854

Обращения, направленные из Аппарата Правительства Российской Федерации

1030

«Интернет-обращения», поступившие посредством специальной формы на официальном сайте Минкультуры России culture.gov.ru

7549

Письменные обращения, направленные

Почтой России

1434

Обращения, направленные по другим каналам связи
(ФОИВы, фельдсвязь, курьерская доставка)

1141

Письменные обращения граждан, поданные на личном приеме в Общественной приемной Министерства

7

ВСЕГО поступивших обращений граждан

14015



Отчет о письменных и устных обращениях граждан, поступивших в Министерство культуры Российской Федерации за 2022 год


 

II. Наиболее актуальные вопросы граждан и итоги их рассмотрения.

О поддержке творческих проектов/постановок.

Поддержка творческих проектов осуществляется на основании конкурсного отбора.

С перечнем актуальных конкурсов, грантов и премий, информацией о сроках и формах подачи заявок возможно ознакомиться на официальном сайте Минкультуры России: https://culture.gov.ru/ в разделе: Министерство/Департаменты/Департамент государственной поддержки искусства и народного творчества/Новости.

Минкультуры России ежегодно в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 18.08.2014 № 823 и от 18.04.2014 № 354 оказывает содействие в реализации творческих проектов в области музыкального и театрального искусства. Правила предоставления из федерального бюджета субсидий для реализации творческих проектов изложены в постановлении Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 № 1579.

Перечень грантополучателей ежегодно определяется экспертным советом Минкультуры России, состоящим из видных деятелей культуры и искусства. В конкурсном отборе имеют право участвовать не только государственные учреждения, но и некоммерческие организации.

Кроме того, во исполнение указа Президента Российской федерации от 17.05.2021 № 287 создан Президентский фонд культурных инициатив (https://фондкультурныхинициатив.рф), основной целью которого является всесторонняя поддержка проектов в области культуры, искусства и креативных (творческих) индустрий, реализуемых некоммерческими, коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями.

Также вопросы поддержки театральных проектов рассматривает Союз театральных деятелей Российской Федерации (тел.: +7(495)650-28-46, e-mail: stdrf@stdrf.ru).

Союзом театральных деятелей Российской Федерации при поддержке Минкультуры России проводится новый драматургический конкурс «Новое время. Новые герои».

В конкурсе могут принимать участие завершенные драматургические произведения, инсценировки, а также творческие заявки на создание новых пьес. В приоритетном порядке будут рассмотрены пьесы (творческие заявки), посвященные историческим событиям сегодняшнего дня, а также подвигу, мужеству и героизму российских военных в ходе специальных военных операций. Пьесы (творческие заявки) принимаются до 31 марта 2023 года в электронном виде по адресу: konkurs_std@mail.ru.

Подробные условия участия в конкурсе, и другая необходимая информация размещена на официальном сайте СТД РФ http://stdrf.ru/ (Главная – Творческие проекты – Драматургия – Конкурс «Новые герои. Новое время.».

Дополнительно Минкультуры России запущен информационный портал «Культура. Гранты России», аккумулирующий конкурсы и гранты в области культуры и искусства в Российской Федерации.

О воспитании подрастающего поколения.

Минкультуры России ведется объемная, уникальная и разноплановая работа в направлении развития детского театрального искусства и приобщения к нему молодых поколений для создания взаимного диалога и обмена опытом.

В ведении Минкультуры России находятся три федеральных театра, работающих с детской и молодежной аудиторией, каждый из которых является ключевым в области своей специализации: театр кукол – Государственный академический центральный театр кукол имени С.В. Образцова, музыкальный – Московский государственный академический детский музыкальный театр имени Н.И. Сац, драматический – Российский государственный академический молодежный театр.

Все эти театры являются федеральными методическими центрами в рамках своей специализации: неизменно собирают лучший творческий и методический опыт, делятся им, находясь в тесном взаимодействии друг с другом и школьными студиями и объединениями, расположенными в субъектах Российской Федерации, с целью поддержания активного межрегионального диалога.

Минкультуры России ведет работу, направленную на сохранение, развитие и популяризацию лучших достижений в области музыкального, театрального и народного искусства, регулярно привлекая к участию в ключевых творческих проектах детские и юношеские творческие коллективы.

Также крайне важным Министерство считает стимулирование на государственном уровне премьер по произведениям великих русских классиков в драматических и детских театрах.

Так, например, при поддержке Минкультуры России проводится Большой Детский фестиваль, в рамках которого ежегодно присуждаются премии «За лучшую театральную постановку по произведениям русской классики», как часть крупного проекта «Театры – детям».

В рамках программы «Большие гастроли» Всероссийского гастрольно-концертного плана, который проводится при поддержке Минкультуры России, детские театры из разных регионов гастролируют со своими лучшими постановками как уже завоевавших зрительское признание спектаклей, так и премьер. Кроме того, гастроли сопровождаются большим количеством сопутствующих мероприятий: для зрителей это творческие встречи с актерами, для профессионального сообщества – специализированные программы.

В 2021 году молодые граждане России получили возможность бесплатно посещать музеи, театры, выставки, филармонии и другие учреждения культуры благодаря программе социальной поддержки молодежи в возрасте от 14 до 22 лет для повышения доступности организаций культуры «Пушкинская карта». Одним из критериев отбора мероприятий к участию в программе является наличие в репертуаре народных произведений, а также произведений русской, отечественной и зарубежной классики; наличие репертуара, направленного на формирование гармонично развитой, социально ответственной и патриотичной личности.

В 2022 году состоялся первый Детский культурный форум. Проект создан как площадка самопрезентации и диалога для одаренных детей (8-16 лет) с выдающимися деятелями культуры и искусства, представителями государственных и муниципальных органов власти, руководителей учреждений сферы культуры и образовательных организаций сферы культуры и искусств, общественных деятелей и представителей бизнес-сообщества и любителей, увлеченных российской культурой.

Также Министерством оказывается поддержка Всероссийского фестиваля с участием детей и для детей и молодежи «Страна – Театр – Школа». Фестиваль является не просто одним из крупнейших смотров детских театральных постановок, но и масштабным образовательно-методическим центром, поскольку его программа не ограничивается показами спектаклей: значительную ее часть составляет методическая образовательно-педагогическая работа в регионах России.

Фестиваль способствует развитию детского и юношеского творчества, имеет обширную образовательную составляющую, что позволяет донести методологические рекомендации от ведущих специалистов-педагогов театрального и хореографического направления до педагогов, непосредственно работающих с детьми в региональных школьных театральных коллективах.

В дополнение сообщаем, что Минкультуры России ежегодно осуществляет поддержку творческой деятельности Детского музыкального театра юного актера в части реализации творческого проекта «Проекты театра юного актера», направленного на преумножение достижений традиций отечественного театрального искусства для детей и юношества, создание условий для воспитания нравственных качеств личности подрастающего поколения, а также организации досуга благодаря вовлечению в театральную деятельность.

О возврате денег за отмененные/перенесенные концерты.

Общие правила и условия возврата билетов, действующие на территории Российской Федерации, в том числе билетов на зрелищные мероприятия регламентированы Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1491 № «Об утверждении Правил и условий возврата билетов, абонементов и экскурсионных путевок и переоформления на других лиц именных билетов, именных абонементов и именных экскурсионных путевок на проводимые организациями исполнительских искусств и музеями зрелищные мероприятия в случае отказа посетителя от их посещения».

Вместе с тем, согласно статье 52.1 Основ законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1) Правительство Российской Федерации вправе при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части установить особенности отмены, замены либо переноса проводимого организацией исполнительских искусств зрелищного мероприятия, в том числе в части порядка и сроков возмещения стоимости билетов, абонементов и экскурсионных путевок на проводимые организациями исполнительских искусств или музеями зрелищные мероприятия.

Указанные особенности утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 442. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.06.2020 № 830 в указанное Постановление внесены существенные изменения (увеличен срок возврата денежных средств посетителю в случае отмены зрелищного мероприятия с 30 дней до 180 дней, введена система ваучеров и др.).

Таким образом, если организатор отменил мероприятие в связи с распространением коронавирусной инфекции, денежная сумма, уплаченная посетителем за билет, подлежит возврату в течение 180 дней после отмены ограничительного режима. В случае, если организатор мероприятия принял решение перенести зрелищное мероприятие, посетитель может потребовать возврат денежных средств, если организатор не проведет перенесенное зрелищное мероприятие в течение 18 месяцев после снятия ограничительных мер или в течение 6 месяцев с даты отмены ограничительного режима не определит дату и время проведения перенесенного зрелищного мероприятия и не разместит информацию об этом на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Решение вопроса возврата стоимости билетов на культурно-зрелищные мероприятия возможно в контексте пункта 4 статьи 453 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Норма пункта 4 статьи 453 ГК РФ позволяет установить иное регулирование соответствующих отношений.

Борьба с перекупщиками театральных билетов.

На данный момент очень распространено такое явление, как «сайты-клоны» или «сайты-двойники», перекупающие билеты конкретного театра и реализующие их. Такого рода сайты, имея электронные адреса, похожие до степени смешения на адрес официального сайта конкретного театра или билетного оператора, вводят в заблуждение зрителей и наносят тем самым огромный урон как зрителям, так и репутации театра.

Выдавая себя за оригинал, сайты-двойники зачастую, действительно, сильно завышают цены на билеты. Сами театры на своих сайтах неоднократно предупреждают зрителей о том, что, приобретая билеты в местах, отличных от касс и официального сайта театра, они рискуют быть обманутыми, и настоятельно рекомендуют производить покупку билетов исключительно у указанных на официальных сайтах театров конкретных партнеров театра.

О создании условий для гармоничного развития детей и молодежи на основе их приобщения к традиционных духовно-нравственным ценностям.

Среди подведомственных Минкультуры России учреждений работают ведущие государственные театры, филармонии, симфонические оркестры, академические хоры, деятельность которых направлена на сохранение, развитие и популяризацию академического искусства и культуры.

Ежегодно при финансовой поддержке Министерства проходит большое количество проектов, посвященных актуальным темам в области духовно-нравственного воспитания и просвещения граждан, сохранения и развития традиционных ценностей нашей страны, которые складывались на протяжении многих веков.

Со своей стороны, Министерство создает и продвигает в Сети Интернет информационные порталы, направленные на приобщение детей и их родителей к лучшим образцам отечественного историко-культурного наследия, а также становление гражданской идентичности детей и молодежи.

При поддержке Минкультуры России успешно развиваются порталы «Культура.РФ» и «История.РФ», а также федеральная государственная информационная система «Национальная электронная библиотека», обеспечивающая свободный доступ читателей к полнотекстовым электронным изданиям через информационно-телекоммуникационную Сеть Интернет.

Кроме того, в рамках работы по созданию условий для гармоничного развития детей и молодежи на основе их приобщения к традиционных духовно-нравственным ценностям экспертами в области культуры и искусства проводится отбор лучших ориентированных на указанные задачи культурных мероприятий, в том числе проводимых подведомственными Минкультуры России учреждениями, для предоставления возможности молодежной аудитории бесплатного посещения таких мероприятий за счёт средств федерального бюджета с сентября 2021 года в рамках программы социальной поддержки молодежи от 14 до 22 лет «Пушкинская карта».

В целях защиты интересов Российской Федерации и её граждан, поддержания международного мира и безопасности Правительством Российской Федерации уже принят ряд законодательных мер (Федеральный закон от 04.03.2022 № 32-ФЗ) с соответствующим наказанием за публичные действия, направленные на дискредитацию Вооруженных Сил Российской Федерации.

О спектаклях патриотической направленности.

Безусловно, федеральные учреждения культуры в своей творческой деятельности реализуют главные приоритеты государственной культурной политики.

Так, творческие коллективы подведомственных Минкультуры России федеральных учреждений сочли важной и необходимой мерой обозначить свою гражданскую позицию, расширив свою деятельность проведением специальных творческих программ патриотической направленности.

Так, по инициативе федеральных театров и музыкальных учреждений культуры реализована масштабная благотворительная акция «Открытый занавес», в основе которой лежат идеи добровольчества и взаимной поддержки. В рамках акции ведущие учреждения культуры по всей стране провели творческие проекты для социально незащищённых групп населения (эвакуированные жители ЛНР и ДНР, члены многодетных семей, ветеранских, волонтёрских и молодёжных организаций), а также благотворительные спектакли и концерты, выручка от которых была направлена в благотворительные фонды, в том числе для поддержки семей российских военнослужащих.

В целях наполнения репертуаров отечественных театров спектаклями, посвященными историческим событиям сегодняшнего дня, а также подвигу, мужеству и героизму российских военных в ходе Специальной военной операции, Минкультуры России инициировало работу, направленную на поддержку драматургов, пишущих пьесы патриотического содержания.

О популяризации авторской патриотической песни/стихов.

В соответствии с действующим законодательством и Положением о Министерстве ведомство не имеет полномочий рекомендовать произведения авторов исполнителям, продюсерам, организаторам проектов. Поддержка самостоятельных авторов может производиться по линии профессиональных сообществ. В целях возможной реализации частных творческих инициатив рекомендовали бы направлять свои предложения в адрес профильных творческий союзов, которые реализуют различные проекты, содействуют профессиональной и просветительской деятельности, а также в заинтересованные творческие организации, продюсерские центры, концертные залы, в полномочия которых входит продвижение независимых исполнителей, а также организация концертных мероприятий, в том числе патриотической направленности.

Вместе с тем, не имея полномочий в продвижении самостоятельных авторов и исполнителей, Министерство в соответствии с действующим законодательством в установленном порядке оказывает поддержку в реализации социально значимых творческих проектов. Действующие меры государственной поддержки реализуются на конкурсной основе по итогам проведения заявочной кампании на соискание грантов, премий, субсидий в установленной законодательством форме. Организационно-финансовый план ведомства формируется ежегодно на конкурсной основе.

При поддержке ведомства в 2022 г. прошли такие патриотические мероприятия, как: Всероссийский фестиваль-марафон «Песни России», Фестиваль-конкурс патриотической песни «Красная гвоздика», концерты на Красной площади «Вера. Надежда. Любовь» и «Мы вместе», крупнейший гастрольный проект национальных коллективов «Мы – Россия», более 30 концертных программ состоялись в регионах страны в рамках социально-культурной акции «За Россию» и др. Также при поддержке Министерства в ноябре 2022 г. впервые прошел Всероссийский фестиваль патриотической песни, победители которого имеют возможность участвовать в крупнейших патриотических мероприятиях. Проведение очередного Фестиваля запланировано на 2023 г.

Об оказании содействия в издании книг.

Согласно положению о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 № 590, вопросы литературной и книгоиздательской деятельности, состояния книжного рынка, распространения печатной продукции, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не относятся к полномочиям Минкультуры России.

Функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере печати, издательской и литературной деятельности в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 № 418 (ред. от 10.11.2022) «О Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации» возложены на Минцифры России.

Министерство культуры Российской Федерации оказывает содействие творческим проектам на основании конкурсного отбора. Информация о формах федеральной поддержки размещена на официальном сайте ведомства (https://culture.gov.ru/). В случае представления документов для получения одной из форм государственной поддержки Минкультуры России рассмотрит заявку в установленном порядке.

Кроме того, Минкультуры России разработана общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства «Культура. Гранты.России» (https://grants.culture.ru/). Портал объединяет в себе сведения о федеральных, региональных, муниципальных и частных грантах, предназначенных для поддержки творческих проектов в области культуры и искусства. С помощью данного ресурса можно получить полную и достоверную информацию о существующих в настоящее время в Российской

Федерации грантах и условиях их предоставления. Фондом президентских грантов ежегодно объявляется конкурс грантов Президента Российской Федерации. Подробная информация на официальном сайте: https://президентскиегранты.рф/Home/Konkurs».

Перемещение объекта культурного наследия.

Для рассмотрения вопроса о возможности перемещения объекта культурного наследия федерального значения, объекта культурного наследия регионального значения, объекта культурного наследия местного (муниципального) значения в Минкультуры России направляется соответствующее обращение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, к которому прилагаются:

– утвержденный в установленном порядке предмет охраны объекта культурного наследия;

– заключение регионального органа охраны объектов культурного наследия, обосновывающее необходимость перемещения объекта культурного наследия, в связи с невозможностью его сохранения на настоящем месте расположения в силу наличия негативных воздействий неустранимого характера, содержащее информацию об источнике финансирования работ по перемещению и новом месте размещения объекта;

– заверенная копия решения органа государственной власти об отнесении объекта к объектам культурного наследия (с указанием регистрационного номера в АИС ЕГРОКН);

– акт государственной историко-культурной экспертизы научно-проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (со сводкой результатов общественного обсуждения);

– согласованная региональным органом охраны объектов культурного наследия проектная документация на проведение работ по сохранению (с перемещением) объекта;

– правоустанавливающие документы на земельные участки (под настоящим и предлагаемым местом размещения объекта) или их заверенные копии;

– документ, подтверждающий согласие правообладателя предлагаемого земельного участка с перемещением объекта;

– документ, подтверждающий согласие правообладателя объекта на перемещение.

– охранные обязательства собственника или иного законного владельца на объект культурного наследия (в случае смены собственника объекта культурного наследия необходимо представить охранное обязательство по новой форме);

– акт осмотра объекта культурного наследия на момент принятия решения о перемещении;

– актуальная фотофиксация объекта культурного наследия.

В соответствии с п. 1 ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Решение о перемещении объекта культурного наследия может быть принято, когда это связано с необходимостью предотвратить повреждение, разрушение, уничтожение объекта культурного наследия от неблагоприятного воздействия окружающей среды, иных негативных воздействий неустранимого характера.

В случае отсутствия факторов неблагоприятного воздействия на объект культурного наследия, могущих привести к его повреждению, утрате, безусловным приоритетом является сохранение объекта культурного наследия на историческом месте расположения.

После принятия Минкультуры России решения о перемещении объекта культурного наследия региональный орган охраны объектов культурного наследия рассматривает вопрос о выдаче разрешения на проведение работ по сохранению (с перемещением) объекта культурного наследия.

О включении объекта в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

В рамках исполнения пп. «д» п. 3 перечня поручений Президента Российской Федерации от 22.01.2015 № Пр-93 субъектами Российской Федерации ведется работа по подготовке новых предложений об отнесении объектов культурного наследия, расположенных на их территориях, к числу особо ценных в целях их представления в ЮНЕСКО для включения в Список.

Согласно нормам Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, уполномоченные в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, ведут учет объектов культурного наследия всех категорий историко-культурного значения, выявленных объектов культурного наследия и объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, расположенных на территории конкретного региона.

Учитывая, что реализация международных обязательств находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, инициатива по выдвижению новых объектов в Список принадлежит, в первую очередь, субъектам Российской Федерации, на территории которых данные объекты расположены, вследствие чего по данному вопросу необходимо обратиться в Правительство соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае если данный субъект поддерживает такое предложение, им направляется письмо в Минкультуры России, которое дает дальнейшие разъяснения по подготовке номинационного досье, предусмотренные Конвенцией об охране всемирного наследия 1972 года.

Финансирование мероприятий по сохранению объектов культурного наследия, находящихся в собственности (пользовании) религиозных организаций.

Финансирование мероприятий по сохранению объектов культурного наследия осуществляется в рамках государственной программы «Развитие культуры» на основании ежегодных заявок, поступивших в установленном порядке от пользователя объекта или соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Обязательным условием для выделения финансирования является нахождение объекта в федеральной собственности или собственности религиозной организации.

Согласно Меморандуму о взаимодействии Русской Православной Церкви и Минкультуры России финансирование объектов, находящихся в собственности (пользовании) религиозных организаций, осуществляется на основании списка, который ежегодно утверждается Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом.

Для рассмотрения вопроса о финансировании ремонтно-реставрационных работ объектов религиозных организаций необходимо пользователю объекта направить заявку в установленном порядке и обратиться в Финансово-хозяйственное управление Русской Православной Церкви для включения объекта в список объектов Русской Православной Церкви, предлагаемых к финансированию на соответствующий финансовый год.

О выполнении работ по переустройству помещений, находящихся в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия.

Работы по сохранению объектов культурного наследия проводятся в соответствии со статьей 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон).

Требованиями пункта 1 статьи 47.3 Федерального закона запрещено проводить работы на объекте культурного наследия в случае, если предмет охраны объекта не определен. Также запрещено проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия.

Таким образом, до начала любых работ на объекте культурного наследия особенности, составляющие предмет охраны объекта, должны быть утверждены.

Для проведения реставрационных работ необходимо согласовать проектную документацию на проведение работ по сохранению на основании акта государственной историко-культурной экспертизы в соответствии с приказом Минкультуры России от 05.06.2015 № 1749 «Об утверждении Порядка подготовки и согласования проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия» и получить разрешение на проведение указанных работ в соответствии с пунктом 5.2 Порядка выдачи разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, утвержденного приказом Минкультуры России от 21.10.2015 № 2625.

В соответствии со статьей 33 Федерального закона объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны).

В случае если интерьер объекта культурного наследия не относится к предмету охраны объекта культурного наследия, отделка кабинетов, с/у, душевых и других помещений носит современный характер, работы по переустройству таких помещений, не являющиеся работами по сохранению объекта культурного наследия согласно статье 40 Федерального закона, могут быть проведены в рамках работ по содержанию такого объекта, при условии отсутствия влияния на общее имущество многоквартирного дома – объекта культурного наследия, не изменение пропорций и параметров памятника, составляющих его предмет охраны.

Работы по содержанию объекта культурного наследия проводятся в рамках хозяйственной деятельности собственника либо иного законного владельца объекта культурного наследия, руководствуясь Методическими рекомендациями по эксплуатации объектов культурного наследия, рекомендованные письмом Минкультуры России от 22.02.2017 № 45-01.1-39-НМ, и не требуют получения разрешительных документов и прохождения государственной историко-культурной экспертизы, согласования проектной документации на проведение работ по сохранению памятника.

Реализация гражданами археологических находок в ходе земляных строительных, мелиоративных и хозяйственных работ.

Согласно п. 3 ст. 49 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон) объекты археологического наследия, а также все археологические предметы, залегающие на поверхности земли, в земле или под водой, находятся в государственной собственности.

Извлечение артефактов вне границ археологических, а также иных памятников истории и культуры согласно Закону, осуществляется при наличии разрешения (открытого листа).

Разрешение (открытый лист) – документ, выдаваемый сроком не более чем на один год федеральным органом охраны объектов культурного наследия на основании заключения Российской академии наук и подтверждающий право на проведение одного из видов археологических полевых работ, выдается физическим лицам – гражданам Российской Федерации, обладающим научными и практическими познаниями, необходимыми для проведения археологических полевых работ и подготовки научного отчета о выполненных археологических полевых работах, и состоящим в трудовых отношениях с юридическими лицами, уставными целями деятельности которых являются проведение археологических полевых работ, научные исследования, выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций, подготовка кадров высшей квалификации по соответствующей специальности.

Нарушение требований Федерального закона ведет к административной
и уголовной ответственности. За проведение работ по изъятию археологических предметов без разрешения (открытого листа) Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ предусмотрена ответственность согласно части 1 статьи 7.15. В случае если подобные действия приведут к повреждению или уничтожению культурного слоя ответственность наступает в соответствии с частью 1 статьи 243.2 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ. При этом необходимо учитывать, что за использование специальных технических средств поиска указанные статьи предусматривают более суровое наказание.

Поиск археологических предметов людьми, не имеющими необходимых навыков в методике изъятия археологических предметов при проведении археологических полевых работ, ведет к уничтожению объектов археологического наследия и препятствует выявлению новых объектов археологического наследия. В результате подобных действий утрачивается взаимосвязь археологических предметов с местом их обнаружения, а сами культурные напластования, в которых эти предметы залегают, уничтожаются, что ведет к потере источников ценной научной информации о прошлых эпохах и препятствует доступу к объектам археологического наследия будущим поколениям.

Поддержка выставок искусства для молодёжи.

В соответствии с действующим законодательством организации культуры, в том числе музеи, являются самостоятельными хозяйствующими субъектами. Экспозиционно-выставочная работа осуществляется музеями на основании их учредительных документов. Целесообразность создания той или иной экспозиции определяется в установленном порядке научно-методическим советом музея.

Музеи самостоятельно формируют состав выставки, разрабатывают ее концепцию и структуру, справочный аппарат и мультимедийные презентации, проводят подготовительные и организационные работы по экспонированию выставок.

Минкультуры России разработана общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства «Культура. Гранты России» (https://grants.culture.ru). Портал объединяет в себе сведения о федеральных, региональных, муниципальных и частных грантах, предназначенных для поддержки творческих проектов в области культуры и искусства. С помощью данного ресурса можно получить полную и достоверную информацию о существующих в настоящее время в Российской Федерации грантах и условиях их предоставления.

Вывоз живописи из Российской Федерации.

Разделом 2.20 Приложения № 2 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 г. № 30 «О мерах нетарифного регулирования» определен перечень культурных ценностей, документов национальных архивных фондов, оригиналов архивных документов, в отношении которых установлен разрешительный порядок вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза.

Согласно п. 3 указанного Раздела произведения живописи, созданные более 50-ти лет назад, являются культурными ценностями и их вывоз физическими лицами осуществляется на основании заключения (разрешительного документа).

Вывоз из Российской Федерации произведений живописи, созданных менее 50 лет назад, осуществляется свободно.

В соответствии с пунктом 7 статьи 11.2 Закона Российской Федерации от 15.04.1993 г. № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» документом, подтверждающим отнесение (неотнесение) предметов к культурным ценностям, является экспертное заключение, оформляемое по заявлению физического лица аттестованными Минкультуры России экспертами по культурным ценностям по форме, утвержденной приказом Минкультуры России от 01.03.2018 г. № 205.

Для проведения экспертизы необходимо обратиться к одному из экспертов по культурным ценностям, реестр и контакты которых размещены на официальном сайте Минкультуры России - www.culture.gov.ru – в разделе «Деятельность – вывоз (временный вывоз) и ввоз (временный ввоз) культурных ценностей».

Также информируем о том, что проведение экспертизы произведений изобразительного искусства, созданных менее 50-ти лет назад, не является обязательной процедурой, и вывоз таких предметов может осуществляться без оформления разрешительных документов.

Вывоза струнных смычковых музыкальных инструментов из Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 7 статьи 11.2 Закона Российской Федерации от 15.04.1993 г. № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (далее – Закон № 4804-1) документом, подтверждающим отнесение (неотнесение) движимых предметов к культурным ценностям, или к культурным ценностям, подпадающим под разрешительный порядок вывоза, является экспертное заключение, оформляемое по заявлению физического лица аттестованными Минкультуры России экспертами по культурным ценностям по форме, утвержденной приказом Минкультуры России от 01.03.2018 № 205.

Список экспертов размещен на официальном сайте Минкультуры России - culture.gov.ru – в разделе «Деятельность – вывоз (временный вывоз) и ввоз (временный ввоз) культурных ценностей».

В соответствии со статьей 35.6 Закона 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» предусматривается выдача заявителям паспортов на струнный смычковый музыкальный инструмент или смычок, отнесенные по результатам экспертизы к культурным ценностям, имеющим особое значение, или неотнесенные к культурным ценностям либо к культурным ценностям, в отношении которых правом Евразийского экономического союза установлен разрешительный порядок вывоза. Паспорта выдаются территориальными органами Минкультуры России.

Таким образом, оформление паспорта на струнный смычковый музыкальный инструмент для его вывоза за пределы Российской Федерации является обязательной процедурой.

Для оформления паспорта на струнный смычковый музыкальный инструмент необходимо обратиться в территориальное управление Минкультуры России (адреса и телефоны территориальных управлений размещены на вышеуказанном сайте в разделе «Министерство – территориальные органы»).

Льготное посещения территорий и объектов музеев.

В настоящее время в учреждениях культуры реализуются льготные программы посещения, которые установлены федеральным законодательством (распространяются на детей до 18 лет, многодетные семьи, Героев Советского Союза и Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы).

Кроме того, музеи могут собственными локальными актами устанавливать дополнительный перечень льготных категорий посетителей. Реализация «собственных» льгот осуществляется музеями за счет внебюджетных доходов с учетом экономической ситуации.

Плата за услуги (работы), оказываемые учреждением, обеспечивает полное возмещение обоснованных и документально подтвержденных затрат (расходов) на оказание услуги. Размер платы за услуги (работы) определяется на основании размера расчетных и расчетно-нормативных затрат на оказание учреждением платных услуг (работ) по основным видам деятельности, а также на содержание имущества учреждения, которое необходимо ежедневно поддерживать в надлежащем виде, обеспечивать его сохранность и реставрацию.

Показы фильмов в кинотеатрах без прокатных удостоверений.

В соответствии со статьей 5.1 Федерального закона от 22.08.1996 № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» осуществление на территории Российской Федерации проката фильма и (или) показа фильма без прокатного удостоверения, устанавливающего, в частности, способ использования фильма, не допускается, за исключением показа по эфирному, кабельному, спутниковому телевидению фильма, созданного для такого показа, и показа на проводимом на территории Российской Федерации международном кинофестивале фильма, ввезенного из-за рубежа для данного показа, а также некоммерческого показа музеями, выставочными залами, домами и дворцами культуры, клубами, парками культуры и отдыха, библиотеками, архивами, научными организациями или образовательными организациями перешедших в общественное достояние фильмов, созданных на территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах Государственной границы Российской Федерации.

Осуществление на территории Российской Федерации проката фильма и (или) показа фильма без прокатного удостоверения на фильм, или нарушение установленного в прокатном удостоверении способа использования фильма, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пп.3 пункта 2 статьи 1270 Части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации под публичным показом произведения понимается любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно, либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации.

В случае выявления конкретных фильмов, показываемых без прокатных удостоверений, обращения направляются в Управления Минкультуры России по соответствующим федеральным округам для рассмотрения вопроса о привлечении демонстраторов фильмов к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.58. и ч. 1 ст. 19.7.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

О мерах поддержки кинематографической отрасли.

Правительство Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, физическими и юридическими лицами прорабатывает вопросы о мерах поддержки кинематографической отрасли в связи с введенными политическими и экономическими санкциями иностранных государств, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации и юридических лиц.

В 2021 году в целях реализации мер по социальной поддержке молодежи в возрасте от 14 до 22 лет для повышения доступности организаций культуры стартовала программа «Пушкинская карта» (постановление Правительства Российской Федерации от 08.09.2021 № 1521), в рамках которой с февраля 2022 года молодежь может приобретать билеты на кинотеатральные показы национальных фильмов, созданных при поддержке Минкультуры России, Фонда кино и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере культуры, а также советских фильмов, созданных до 1991 года.

В целях поддержки кинотеатров в условиях санкций, а также расширения доступности зрителей к национальному кинематографу Правительством Российской Федерации поддержано предложение Минкультуры России о включении всех национальных (российских) фильмов в перечень мероприятий, доступных по «Пушкинской карте».

В настоящее время прорабатывается возможность в отношении увеличения лимита «Пушкинской карты» на приобретение билетов в кинотеатры, а также расширения возрастного ценза. Также с целью поддержки киноотрасли в 2022 году Минкультуры России возобновило поддержку проката национальных фильмов. В рамках конкурса на получение государственной поддержки эксперты отобрали 3 дебютных фильма и 5 документальных фильмов.

Проведение съемок художественного фильма на улицах Москвы.

Разрешение съемок на улицах Москвы входит в компетенцию Федеральной службы охраны Российской Федерации (далее – ФСО России).

Организация кинематографии, которая планирует провести съемки на улицах города, должна предоставить в Департамент кинематографии Минкультуры России пакет необходимых документов для направления в ФСО России с ходатайством о разрешении данных съемок.

О поступлении на государственную гражданскую службу в Минкультуры России.

Замещение вакантных должностей государственной гражданской службы в Минкультуры России осуществляется по результатам конкурса, из кадрового резерва, а также по решению представителя нанимателя в рамках прохождения оценочных мероприятий в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-Ф «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Включение граждан в кадровый резерв Минкультуры России осуществляется по результатам конкурса на включение в кадровый резерв либо конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы.

Актуальная информация о сроках проведения конкурсов на замещение вакантных должностей и конкурсов на включение в кадровый резерв Минкультуры России, а также квалификационные требования к кандидатам и перечень необходимых документов размещаются на официальном сайте Минкультуры России (www.culture.gov.ru) в разделе «Государственная служба» и на сайте Единой информационной системы управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации (www.gossluzhba.gov.ru)».

О возможности награждения почетными званиями и государственными наградами лиц, поддерживающих политический курс Российской Федерации и участвующих в благотворительной и иной деятельности на новых территориях и лишения наград граждан, высказывающих мнение о ситуации в стране и покинувших территорию Российской Федерации.

Для рассмотрения вопроса о награждении необходимо представить наградные материалы, оформленные в установленном законодательством порядке.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.09.2010 № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации» ходатайство о награждении государственной наградой возбуждается по месту основной (постоянной) работы представляемого к награждению, оформляется документально и согласовывается с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

С процедурой представления и оформления наградных документов к государственным наградам Российской Федерации можно ознакомиться на сайте Минкультуры России «culture.gov.ru» в разделе «Деятельность» - «Награды» - «Государственные награды Российской Федерации».

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.09.2010 № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации» награжденный может быть лишен государственной награды только вступившим в силу приговором суда при осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.

О статусе ведомственной награды Минкультуры России, дающей право на присвоение звания «Ветеран труда».

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.06.2016 № 578 Минкультуры России учредило ведомственный знак отличия, дающий право на присвоение звания «Ветеран труда», в соответствии с приказом от 05.09.2016 № 2047 таким ведомственным знаком является Почетная грамота Министерства культуры Российской Федерации.

Пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» установлено, что порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации».

О порядке правомерного использования произведений, принадлежащих иностранным авторам (правообладателям).

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации (далее – ГК РФ) к числу охраняемых результатов интеллектуальной деятельности относятся, в частности, произведения науки, литературы и искусства, интеллектуальные права на которые являются авторскими.

Авторские права принадлежат авторам произведений (т.е. гражданам, творческим трудом которых они созданы) и именно эти субъекты вправе использовать произведения по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом (пункт 1 статьи 1229, пункт 2 статьи 1255, пункт 1 статьи 1270).

Исключительное (имущественное) право на произведение, первоначально возникшее у автора, может быть передано иному лицу в рамках передачи исключительного права по договору об отчуждении исключительного права в полном объеме (статьи 1234, 1285 ГК РФ), а также может перейти по установленным в законе основаниям без заключения договора с автором (статья 1241 ГК РФ), в том числе в порядке наследования. Лица, не являющиеся правообладателями, по общему правилу, не могут использовать произведение без согласия (разрешение) правообладателя. Право на использование произведения может быть предоставлено заинтересованному лицу по лицензионному договору с автором или иным правообладателем (статьи 1235, 1286 ГК РФ) в установленным таким договорам пределах. Поскольку Российская Федерация является участницей многочисленных международных договоров в сфере интеллектуальной собственности, действующее законодательство Российской Федерации полностью уравнивает в правах иностранных авторов (правообладателей) с российскими. Таким образом, для правомерного использования произведений, принадлежащих иностранным авторам или иным правообладателям, необходимо получить их согласие в порядке, установленном ГК РФ.

О повышении оплаты труда работников учреждений культуры.

В соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно статье 132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.

При этом сохраняется обусловленная различиями в сложности труда дифференциация в оплате труда работников, занимающих различные должности, относящиеся к одной категории.

Достижение показателя средней заработной платы работников учреждений культуры, установленного Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597, осуществляется в отношении работников государственных (муниципальных) учреждений культуры в целом по региону и касается всех работников, состоящих в штате учреждений культуры без разбивки по категориям персонала.

Таким образом, средняя заработная плата конкретного работника или отдельно взятого учреждения культуры в регионе может быть как выше, так и ниже установленного целевого значения показателя оплаты труда работников учреждений культуры.

вернуться к списку документов
Ответственный за наполнение страницы: Министерство культуры Российской Федерации