instagram (1)
Министерство
Министерство
Деятельность
Деятельность
Контакты
Контакты
Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому

Программа развития центров культурного развития

27 октября 2014
Текст документа
I. Общие положения Программы

Программа развития центров культурного развития в Российской Федерации (далее - Программа) направлена на выравнивание диспропорций в качестве предоставления и разнообразия спектра культурных услуг для населения и повышение уровня жизни населения.

В целях реализации Программы понятие Центр культурного развития (далее – Центр) может применяться как к строительству новых зданий, так и к модернизации, перепрофилированию и (или) реконструкции существующих учреждений культуры в малых городах и сельских поселениях.

Ответственным исполнителем Программы является Министерство культуры Российской Федерации.

Участниками Программы являются Министерство культуры Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Целями Программы являются:

- выравнивание диспропорций в качестве предоставления и разнообразия спектра культурных услуг для населения в малых городах России;

- обеспечение максимальной вовлеченности местного населения в совместную культурно-творческую деятельность;

- создание новых возможностей для творческой самореализации, духовного обогащения и культурного развития жителей;

- создание условий для межнационального культурного обмена;

- повышение качества жизни граждан;

- развитие инфраструктуры и создание новых рабочих мест;

- предотвращение оттока населения.

Задачами Программы являются:

- строительство новых центров культурного развития в малых городах;

- строительство, модернизация, перепрофилирование и (или) реконструкция существующих зданий с целью приспособления их для использования в качестве центров культурного развития в малых городах и сельских поселениях;

- поддержка существующих учреждений культуры путем улучшения их материально-технической базы в селах и малых городах;

- создание единой гастрольной сети;

- подготовка и переподготовка кадров для работы в центрах культурного развития.

Реализация Программы осуществляется в 2013 - 2020 годах в 3 этапа:

I этап (2013 г. - 2014 г.) - организационный (разработка технического задания, разработка проектной документации на строительство Центров, получение положительного заключения государственной экспертизы на разработанные проекты, внесение проектов в Реестр типовой проектной документации Минстроя России (далее – Реестр));

II этап (2014 г. - 2016 г.) - строительство 39 Центров с использованием разработанной проектной документации, определение финансирования и объектов культуры, подлежащих реконструкции;

III этап (2016 г. – 2020 г.) – мероприятия по развитию сети учреждений культурно-досугового типа в малых городах и сельской местности, в том числе модернизация, перепрофилирование и (или) реконструкция существующих учреждений культуры.

Показателями эффективности реализации Программы являются:

- количество Центров, построенных с использованием индивидуально разработанных проектов в малых городах;

- количество Центров, построенных в сельских поселениях;

- количество Центров, созданных путем модернизации, перепрофилирования и (или) реконструкция существующих учреждений культуры в малых городах и сельских поселениях;

- количество Центров, построенных с использованием типовых проектов;

- количество жителей, пользующихся услугами Центров;

II. Характеристики системы учреждений культуры
в Российской Федерации.

Показатели обеспеченности учреждениями культуры в Российской Федерации имеют тенденцию к снижению. Повышение обеспеченности услугами учреждений культуры должно осуществляться одновременно по 2 направлениям - развитие инфраструктуры и оптимизация существующих моделей культурно-творческой деятельности.

Основной моделью развития учреждений культуры является система, предусматривающая:

- достаточное число мест для населения при пользовании услугами культуры;

- мониторинг состояния деятельности учреждений культуры;

- использование передвижных и интерактивных форм предоставления услуг.

В рамках реализации региональных программ развития культуры в 2010 – 2013 годах осуществляется ввод в эксплуатацию учреждений культуры.

Вместе с тем данные меры представляются недостаточными и требуют внимания на федеральном уровне.

Дальнейшее развитие сети Центров обеспечит повышение доступности и качества предоставления услуг учреждениями культуры, создаст условия для повышения удовлетворенности населения услугами в области культуры.

Деятельность Центров должна отвечать потребностям регионов размещения.

Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области культуры самостоятельно определяются функциональные особенности и приоритетные направления деятельности каждого Центра (кино, театр, выставки, образование, спорт и т.д.). При этом определяется индивидуальная методика создания Центров в малых городах и сельских поселениях, методика их работы (на основе методических рекомендаций, разработанных Минкультуры России), осуществляется повышение квалификации и переподготовка кадров.

III. Функциональная структура центров культурного развития.

Центры являются объектами, находящимися в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в собственности муниципальных образований.

Центры должны совмещать функции учреждения культуры (выставки, спектакли, кинопоказы), образовательного центра (медиатека, курсы, творческие студии и мастерские) и общественного пространства (досуг, дискуссионные клубы, самоорганизация жителей).

В силу того, что возможности организации гастролей творческих коллективов по всей России ограничены, в Центрах предлагается широко использовать современные телекоммуникационные технологии для качественной трансляции спектаклей и музыкальных представлений, технологию виртуального музея для знакомства с произведениями искусства из ведущих музеев страны и мира, другие возможности распространения культурных продуктов в современных аудиовизуальных форматах.

Основные помещения Центра, предназначенные для проведения мероприятий, (выставочные залы, многофункциональный зал) должны быть обеспечены:

– возможностью трансформации;

– цифровым и аудиовизуальным оборудованием для творческой деятельности;

– широкополосным доступом в интернет для обеспечения доступа к медиаконтенту (для трансляции лекций, концертов, спектаклей и обеспечения работы виртуальных музеев).

Центры обеспечат возможности для развития творческого потенциала жителей малых городов благодаря работе студий и мастерских, которые предоставят весь спектр возможностей для творческой самореализации посетителей всех возрастов и уровней подготовки:

– художественное образование (живопись, лепка);

– литературные студии и курсы;

– музыкальная студия;

– танцевальная и театральная студии;

– мультимедиа лаборатория (программирование, фотография, видео);

– научные лаборатории и робототехника;

– мастерские для работы по дереву, металлу, шитью и кружки декоративно-прикладного искусства;

– другое.

С учетом климатических особенностей территорий большей части России Центры должны стать местом встречи, общения, открытым пространством для коворкинга и коммуникаций.

Расширенная общественная зона при входе в Центр со свободным доступом, кафе, возможностью выйти в интернет должна декларировать современные ценности – открытость, мобильность, многообразие форм и жанров, обеспечение равного доступа к культурным ценностям.

В Центре местом, в котором будут сосредоточены знания, должна стать медиатека. В условиях нехватки специалистов, владеющих актуальными знаниями и современными технологиями организации в области культуры, важной стороной деятельности Центров должны стать программы дистанционного образования, предназначенные как для посетителей, так и для сотрудников и преподавателей Центра. Образовательные программы должны быть предназначены для максимально широкой аудитории. В них будут входить: языковые курсы, научно-популярные лекции, видеозаписи и возможности для он-лайн общения и дистанционных мастер-классов с экспертами и деятелями культуры, образовательные модули и курсы. Размещение Центров в парковых пространствах даст дополнительные возможности для организации культурно-массовых мероприятий, городских праздников. Непосредственно рядом со зданием Центра должна быть создана открытая площадка для проведения мероприятий. Организация проката спортинвентаря позволит совместить культурную направленность деятельности Центров с обеспечением круглогодичных занятий физкультурой и спортом.

В рамках работы Минкультуры России по развитию туристического потенциала малых городов России на базе Центров будут разрабатываться краеведческие программы, проекты по развитию локальной идентичности, создаваться экскурсионные программы силами местных жителей, открываться точки информации для туристов.

Важной частью деятельности Центров после их открытия станет создание единой гастрольной сети, позволяющей организовать поездки творческих коллективов в малые и средние города России, а также работа по обмену событиями и культурными продуктами, создаваемыми внутри Центров.

IV. Материально-техническое обеспечение центров
культурного развития.

Центр должен иметь здание со зрительным залом, с помещениями для проведения работы с семьями, физкультурно-оздоровительных мероприятий, просмотра видеофильмов, с игровой комнатой для детей, комнатами для настольных игр, для уголка народной традиционной культуры (русская горница), для проведения салонных встреч (музыкальные, литературные, краеведческие, театральные, консультации по социальным вопросам), для работы клубных формирований и другими.

Прилегающая территория должна не только способствовать формированию привлекательного образа Центра, но и создавать дополнительные условия для реализации культурно-досуговых запросов посетителей. Основные ее характеристики включают наличие подъездных путей и пешеходных дорожек с твердым покрытием, зеленых насаждений, газонов, цветочных клумб, садовых скамеек, эстрадно-танцевальной площадки, места для детских игр с аттракционами малых форм, специально оборудованной площадки для проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий и народных игр, хорошего освещения, грамотной убедительной рекламы.

V. Мероприятия Программы

Министерство культуры Российской Федерации проводит отбор субъектов Российской Федерации для строительства Центров и реконструкции существующих объектов в малых городах и сельских поселениях России в 2014 - 2020 годах.

Отбор регионов для создания Центров путем строительства осуществляется на основании следующих критериев:

- наличие земельного участка;

- возможность обеспечения Центра инженерными коммуникациями и энергетическими ресурсами;

- наличие пешеходной и транспортной доступности участка;

- уровень обеспеченности учреждениями культуры;

- возможность привлечения специалистов культурно-досуговой деятельности;

- подтверждение финансирования строительства из консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации.

Отбор регионов для создания Центров путем реконструкции осуществляется на основании следующих критериев:

- наличие разработанной и утвержденной проектно-сметной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы;

- копии правоустанавливающих документов на здание, в котором планируется проведение реконструкции;

- уровень обеспеченности учреждениями культуры;

- возможность привлечения специалистов культурно-досуговой деятельности;

- подтверждение финансирования мероприятий по созданию Центра из консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации;

- обязательство региона об использовании данного объекта в качестве объекта культуры.

С целью реализации мероприятий по строительству и вводу в эксплуатацию Центров субъектами Российской Федерации разрабатываются региональные программы развития культуры (далее - региональные программы). Министерство культуры Российской Федерации осуществляет методическую помощь в разработке региональных программ, а также разрабатывает проекты типовых объектов культуры и вносит их в Реестр.

Региональные программы содержат цели, задачи, целевые индикаторы, сроки реализации Программы, объемы и сроки финансового обеспечения строительства, модернизации, перепрофилирования и (или) реконструкции существующих учреждений культуры и ввода в эксплуатацию Центров за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации самостоятельно готовят сетевые графики реализации указанных мероприятий, а также обоснование структуры, мощности и места расположения Центра с учетом региональных особенностей (обеспеченность учреждениями культуры, площадь, плотность населения и т.д.), план подготовки, повышения квалификации и переподготовки работников культуры, а также мероприятия по использованию возможностей учреждений культуры с учетом строительства Центра.

Министерство культуры Российской Федерации заключает соглашение с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности.

Соглашением определяется порядок и формы предоставления отчетности о реализации мероприятий по созданию Центров в субъектах Российской Федерации, устанавливается порядок и форма предоставления отчетности об использовании средств из всех источников на финансовое обеспечение указанных мероприятий.

Высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации утверждаются региональные программы в части строительства и ввода в эксплуатацию Центров, и заключаются соглашения с Министерством культуры Российской Федерации о финансовом обеспечении мероприятий по созданию Центров в субъектах Российской Федерации.

VI. Финансирование мероприятий по созданию Центров.

Финансовое обеспечение реализации мероприятий Программы предусматривается осуществлять за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и привлечения внебюджетных источников.

Финансирование Центров за счет средств федерального бюджета осуществляется в пределах лимитов, предусмотренных Минкультуры России на данные цели в рамках программной и непрограммной частей федеральной адресной инвестиционной программы, путем предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности субъекта Российской Федерации.

При создании Центров в форме муниципальной собственности высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключает соглашение с руководителем соответствующего муниципального образования на предоставление субсидий из регионального бюджета в бюджет муниципального образования на софинансирование объектов, относящихся к муниципальной собственности. После подписания соглашения указанные средства направляются субъектом Российской Федерации в бюджет соответствующего муниципального образования на создание Центров.

Адресное распределение субсидий по непрограммной части ФАИП ежегодно утверждается распоряжением Правительства Российской Федерации в соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации, не включенных в федеральные целевые программы, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из бюджетов субъектов Российской Федерации, и (или) на предоставление соответствующих субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, не включенных в федеральные целевые программы, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из местных бюджетов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2013 г. № 1121.

Министерством культуры Российской Федерации осуществляется мониторинг хода строительства Центров, включающий систему ежеквартальной отчетности в соответствии с утвержденными формами.

Контроль использования средств на цели Программы осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Затраты на строительство одного Центра на II этапе реализации Программы составят порядка 100 млн. рублей, из которых до 50% будет финансироваться из средств федерального бюджета, а остальная часть – за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

На III этапе реализации Программы доля участия субъектов Российской Федерации при предоставлении субсидий из федерального бюджета составит не более 30% в соответствии с пунктом 3 протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 21.05.2014
№ ДМ-П16-42р.

Финансирование текущей деятельности и содержания Центра осуществляется на основе субсидий, предоставляемых из соответствующего бюджета, и внебюджетных источников.

вернуться к списку документов