instagram (1)
Министерство
Министерство
Деятельность
Деятельность
Контакты
Контакты
Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому

Ведомственная программа профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Минкультуры, на 2020 год и плановый период 2020 - 2021 годов

24 Июля 2020
Подписан: Заместитель Министра С.Г.Обрывалин
Текст документа

Ведомственная программа профилактики нарушений обязательных требований по каждому виду контроля (надзора), соблюдение которых оценивается должностными лицами Минкультуры России и его территориальных органов при проведении мероприятий по контролю (надзору) (далее – Программа профилактики) разработана в целях предупреждения нарушений обязательных требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минкультуры России в рамках осуществления государственного контроля в соответствии с Положением о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 № 590 «О Министерстве культуры Российской Федерации», Положением о территориальном органе Министерства культуры Российской Федерации», утвержденного приказом приказ Минкультуры России от 07.02.2019 № 121, в рамках осуществления государственного контроля и надзора.

Программа профилактики разработана на основании ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 № 1680 «Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами». Программа профилактики разработана в целях организации проведения в 2020 году Министерством культуры Российской Федерации профилактики нарушений требований, установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - обязательные требования), предупреждения возможного нарушения подконтрольными субъектами обязательных требований и снижения рисков причинения ущерба охраняемым законом ценностям, разъяснения подконтрольным субъектам обязательных требований.

Территориальные органы Министерства культуры Российской Федерации разрабатывают и утверждают подпрограммы профилактики на территории федерального округа, где территориальный орган осуществляет свою деятельность.

Программа профилактики нарушений содержит описание текущего состояния поднадзорной сферы, проект плана мероприятий по профилактике нарушений на 2021 - 2022 годы и показатели оценки реализации Программы профилактики.

I. Аналитическая часть 

1. В соответствии с Положением о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 № 590, Минкультуры России уполномочено осуществлять государственный контроль и надзор:

за сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия;

за выполнением условий охранных обязательств при приватизации объектов культурного наследия федерального значения, охранных обязательств собственников объектов культурного наследия федерального значения и пользователей этими объектами;

за состоянием объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации;

за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросам переданных полномочий Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене указанных нормативных правовых актов или о внесении в них изменений;

за полнотой и качеством осуществления переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний;

за соблюдением законодательства Российской Федерации об авторском праве и смежных правах в установленной сфере деятельности;

за деятельностью аккредитованных государством организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами;

за состоянием Музейного фонда Российской Федерации;

за деятельностью негосударственных музеев в Российской Федерации;

за хранением и использованием отнесенных к культурному наследию народов Российской Федерации библиотечных фондов и кинофонда;

за соблюдением законодательства Российской Федерации в отношении культурных ценностей, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации, а также за сохранностью перемещенных культурных ценностей и их учетом.

2. Целью программы является:

предупреждение нарушений подконтрольными субъектами обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;

снижение административной нагрузки на подконтрольные субъекты;

создание мотивации к добросовестному поведению подконтрольных субъектов;

снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям.

3. Задачами программы являются:

укрепление системы профилактики нарушений обязательных требований;

выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, разработка мероприятий, направленных на их устранение;

повышение правосознания и правовой культуры руководителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан.

Данные о проведенных в 2019 году проверках.

Штатная численность должностных лиц Минкультуры России и его территориальных органов, уполномоченных осуществлять федеральный надзор за состоянием ОКН, по состоянию на 31 декабря 2019 г. составила 160 человек.

В 2019 году Минкультуры России и его территориальными органами 320 проверок и 107 мероприятий по контролю за состоянием ОКН федерального значения и систематическое наблюдение в отношении ОКН федерального значения.

В результате проведенных проверочных мероприятий выявлено 159 нарушений законодательства Российской Федерации. К административной ответственности привлечено 73 правонарушителей. 

Федеральный государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации

Предметом проверок при осуществлении федерального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия являются:

1) соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и физическими лицами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом от 25.06.2002№ 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 73-ФЗ), другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны объектов культурного наследия (далее - обязательные требования),

2) осуществление органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами (далее - лица, в отношении которых осуществляется федеральный государственный надзор):

мер по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленного объекта культурного наследия или объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей Федерального закона № 73-ФЗ, обнаруженного в ходе проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Федерального закона № 73-ФЗ работ по использованию лесов и иных работ;

мер по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, предусмотренных проектной документацией на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия;

3) устранение выявленных органами Минкультуры России при проведении проверок нарушений обязательных требований, а также исполнение ранее выданных органами Минкультуры России предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований.

Перечень нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих осуществление федерального государственного надзора, размещается на официальном сайте Минкультуры России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных услуг (функций)» и в Федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Подконтрольные субъекты.

Подконтрольными субъектами федерального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (далее – федеральный надзор за состоянием ОКН) выступают юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане, в чьей собственности, пользовании находятся отдельные объекты культурного наследия федерального закона, входящие в Перечень.

Обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом федерального надзора за состоянием ОКН.

При осуществлении федерального надзора за состоянием ОКН Минкультуры России осуществляет надзор за соблюдением:

- требования к сохранению объекта культурного наследия;

- требования к содержанию и использованию объекта культурного наследия;

- требований к обеспечению доступа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства к объекту культурного наследия;

- требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия либо особого режима использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия, установленных Федеральным законом № 73-ФЗ;

- требований к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места.

- требований градостроительных регламентов в границах территорий зон охраны объекта культурного наследия, в границах территории достопримечательного места, в границах территории исторического поселения и установленных для этих территорий особых режимов использования земель.

Анализ и оценка рисков причинения вреда охраняемым законом ОКН федерального значения в рамках осуществления федерального надзора за состоянием

Рисками, возникающими в результате нарушения охраняемых законом ОКН федерального значения в рамках осуществления Минкультуры России и территориальными органами федерального надзора за состоянием ОКН, являются:

возникновение угрозы причинения вреда, уничтожению (разрушению) ОКН федерального значения;

неудовлетворительное состояние ОКН федерального значения;

допущение ухудшения состояния ОКН федерального значения;

нарушение требований при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия;

использование ОКН федерального значения противоречащее требованиям пп. 6, ч. 1 ст. 47.3;

нарушение требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия либо особого режима использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия, установленных Федеральным законом № 73-ФЗ;

нарушение требований градостроительных регламентов в границах территорий зон охраны объекта культурного наследия, в границах территории достопримечательного места, в границах территории исторического поселения и установленных для этих территорий особых режимов использования земель.

Результаты проведения мероприятия по профилактике нарушений в сфере федерального надзора за состоянием ОКН в 2019 году.

Основные профилактические мероприятия:

публикация на официальном сайте Минкультуры России актуализированного перечня актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по федеральному надзору за состоянием ОКН;

проведение обзоров и анализа правоприменительной практики при осуществлении государственного контроля (надзора);

в установленных законом случаях при проведении мероприятий по федеральному надзору за состоянием ОКН юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований;

внесение в должностные регламенты должностных лиц Минкультуры России и его территориальных органов, осуществляющих функции по федеральному надзору за состоянием ОКН, положения об обязанности осуществлять профилактические мероприятия.

Лицензионный контроль за деятельностью по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации 

Предметом при проведении проверок в рамках лицензионного контроля за деятельностью по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – лицензионный контроль) является соблюдение лицензиатами лицензионных требований при осуществлении деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - лицензионные требования).

Подконтрольными субъектами лицензионного контроля являются юридические лица и индивидуальные предприниматели (уполномоченные представители), имеющие лицензии на деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

При осуществлении лицензионного контроля Минкультуры России и его территориальные органы осуществляют контроль за соблюдением лицензионных требований.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19.04.2012 № 349 «О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» лицензионными требованиями являются:

а) для выполнения работ, указанных в пунктах 1, 3 - 10 Перечня работ составляющих деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.04.2012 № 349 (далее – Перечень работ):

для юридического лица - наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) не менее 3 работников, занимающих должности руководителей (генеральный директор (директор), его заместители, главный инженер, главный архитектор, производитель работ, начальник отдела), ответственных за осуществление лицензируемой деятельности, прошедших аттестацию в области сохранения объектов в порядке, установленном Министерством культуры Российской Федерации, и имеющих стаж работы в области сохранения объектов, необходимый для выполнения заявленных работ, не менее 3 лет за последние 10 лет;

для индивидуального предпринимателя - прохождение аттестации в области сохранения объектов в порядке, установленном Министерством культуры Российской Федерации, а также наличие стажа работы в области сохранения объектов, необходимого для выполнения заявленных работ, не менее 3 лет за последние 10 лет или работников, заключивших с индивидуальным предпринимателем трудовые договоры и соответствующих лицензионным требованиям, предъявляемым к соискателю лицензии (лицензиату) - индивидуальному предпринимателю;

б) для выполнения работ, указанных в пунктах 2 и 11 Перечня работ:

для юридического лица - наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) не менее 3 работников, занимающих должности руководителей (генеральный директор (директор), его заместители, главный инженер, главный архитектор, производитель работ), ответственных за осуществление лицензируемой деятельности, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией и имеющих стаж работы в области сохранения объектов, необходимый для выполнения заявленных работ, не менее 3 лет за последние 10 лет;

для индивидуального предпринимателя - наличие профессионального образования, соответствующей квалификации и стажа работы в области сохранения объектов, необходимых для выполнения заявленных работ, не менее 3 лет за последние 10 лет или работников, заключивших с индивидуальным предпринимателем трудовые договоры и соответствующих лицензионным требованиям, предъявляемым к соискателю лицензии (лицензиату) - индивидуальному предпринимателю;

в) проведение лицензиатом работ по сохранению объектов в порядке, установленном статьей 45 Федерального закона № 73-ФЗ.

При осуществлении лицензионного контроля Минкультуры России и его территориальными органами рассмотрению в рамках проверки подлежат следующие документы:

копии документов, подтверждающих наличие у объекта проверки работников, заключивших с ним трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией и имеющих стаж работы не менее 3 лет в области сохранения объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации:

1) копии приказов о приеме на работу работников;

2) копии трудовых договоров с работниками;

3) копии трудовых книжек работников;

4) копии документов о среднем и (или) высшем профессиональном образовании работников;

5)копии документов о дополнительном профессиональном образовании в области сохранения (реставрации) объектов культурного наследия работников.

- документы, подтверждающие проведение объектом проверки работ по сохранению объектов культурного наследия (памятника истории и культуры)в порядке, установленном ст. 45 Федерального закона № 73-ФЗ(титульные листы согласованной проектной документации, разрешения на проведение работ, журналы авторского и технического надзора, акты приемки работ по сохранению объектов культурного наследия);

- документы, подтверждающие соблюдение лицензионных требований при осуществлении деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации

Наибольшее число выявленных нарушений являются нарушениями пп. «а» п. 4 Положения о лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.04.2012 № 349 и ч. 1, ч. 6 статьи 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», выразившиеся в отсутствии в штате лицензиата не менее 3 работников, занимающих должности руководителей (генеральный директор (директор), его заместители, главный инженер, главный архитектор, производитель работ, начальник отдела), ответственных за осуществление лицензируемой деятельности, прошедших аттестацию в области сохранения объектов в порядке, установленном Министерством культуры Российской Федерации, и имеющих стаж работы в области сохранения объектов, необходимый для выполнения заявленных работ, не менее 3 лет за последние 10 лет и проведении работ на объектах культурного наследия с нарушением требований ст. 45 Федерального закона № 73-ФЗ. 

Анализ и оценка рисков причинения вреда охраняемым законом ОКН федерального значения в рамках осуществления лицензионного контроля

Рисками, возникающими в результате нарушений лицензионных требований в рамках осуществления Минкультуры России и территориальными органами лицензионного контроля, являются:

возникновение угрозы причинения вреда, уничтожению (разрушению) ОКН федерального значения;

допущение ухудшения состояния ОКН федерального значения;

нарушение требований при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия.

Результаты проведения мероприятия по профилактике нарушений в сфере лицензионного контроля ОКН в 2019 году.

Основные профилактические мероприятия:

опубликование на официальном сайте Минкультуры России актуализированного перечня актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по лицензионному контролю;

проведение обзоров и анализа правоприменительной практики при осуществлении государственного контроля (надзора);

в установленных законом случаях при проведении мероприятий по контролю за осуществлением переданных полномочий выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.

Государственный контроль за состоянием Музейного фонда Российской Федерации и деятельностью негосударственных музеев в Российской Федерации 

Предметом государственного контроля за состоянием Музейного фонда Российской Федерации и деятельностью негосударственных музеев в Российской федерации (далее - контроль за состоянием Музейного фонда) является соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов к обеспечению хранения, изучения, комплектования, учета и использования музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации (далее - обязательные требования).

Задачами проверки являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере Музейного фонда.

Подконтрольные субъекты государственные и негосударственные музеи Российской Федерации.

Обязательные требования, подлежащие проверке: Федеральный закон от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»; абзац 14 статья 37 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», утвержденные Верховным Советом Российской Федерации 09.10.1992 № 3612-1; Положение о передаче музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в государственной собственности, в безвозмездное пользование государственным и муниципальным музеям и другим организациям, утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.08.2017 № 960; пункты 48-50 Положения о государственных наградах Российской Федерации, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 07.09.2010 № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации»; пункты 2, 4 Положения об общероссийском мониторинге состояния и использования памятников истории и культуры, предметов музейного фонда российской федерации, документов библиотечных фондов, архивного фонда Российской Федерации, а также кинофонда, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2001 № 504 «Об общероссийском мониторинге состояния и использования памятников истории и культуры, предметов Музейного фонда Российской Федерации, документов библиотечных фондов, Архивного фонда Российской Федерации, а также кинофонда»; Положение о Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства культуры Российской Федерации от 01.12.2017 № 2012 «Об утверждении Положения о Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации»; Приказ Минкультуры России от 15.01.2019 № 17 «Об утверждении Положения о Музейном фонде Российской Федерации»; Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 05.05.2009 № 226 «Об утверждении формы договора о передаче в безвозмездное бессрочное пользование или пользование на определенный срок музейных предметов и музейных коллекций, входящих в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в федеральной собственности»; Приказ Росстата от 26.09.2018 № 584 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством культуры Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью музеев».

При осуществлении контроля за состоянием Музейного фонда Минкультуры России и его территориальные органы осуществляют рассмотрение документов:

учредительные документы (устав);

штатное расписание и структуру;

положения о структурных подразделениях, осуществляющих учет и хранение музейных предметов и музейных коллекций;

положение об Экспертной фондово-закупочной комиссии;

положение о Реставрационном совете;

внутримузейные инструкции, регламентирующие учет и хранение музейных предметов и музейных коллекций;

инструкцию по ключевому хозяйству;

должностные инструкции сотрудников, осуществляющих учетно-хранительскую деятельность и реставрацию музейных предметов и музейных коллекций, должностные инструкции заместителей директора, связанные с обеспечением учетно-хранительской деятельности, в том числе должностные инструкции смотрителей и главного инженера (заместителя директора по административно-хозяйственной части);

справку о кадровой обеспеченности учетно-хранительского направления деятельности;

ежегодные описи книг поступлений и инвентарных книг за соответствующий (проверяемый) период;

план-график проведения сверок наличия музейных предметов и музейных коллекций, включая акты сверок их наличия;

книги поступлений музейных предметов и музейных коллекций;

инвентарные книги и инвентарные карточки;

акты поступления, исключения и движения музейных предметов и музейных коллекций с журналами регистрации;

протоколы Экспертной фондово-закупочной комиссии и Реставрационного совета;

учетные документы (в том числе топографические описи, акты ювелирных экспертиз, акты, отражающие движение музейных предметов, а также акты, свидетельствующих о наличии музейных предметов до момента пропажи) - в случае наличия фактов пропажи музейных предметов;

справку о распределении музейных площадей;

справку о закреплении музейных предметов и музейных коллекций за ответственными хранителями;

сведения государственного статистического наблюдения за соответствующий (проверяемый) период по форме N 8-НК;

договор охране и документацию поста охраны;

внутримузейные инструкции по безопасности (о пропускном режиме, допуске в фондохранилище, действиях в случае чрезвычайных ситуаций);

схему организации учета музейных предметов и музейных коллекций;

документы технического обслуживания охранно-пожарных систем;

журналы учета температурно-влажностного режима помещений;

журналы учета вскрытия фондохранилищ (акты вскрытия);

акты осмотра состояния сохранности Музейного фонда Российской Федерации;

акты выдачи предметов на постоянное (временное) хранение;

коллекционные описи;

акты приема предметов на материально-ответственное хранение;

должностные инструкции хранителей музейных предметов и музейных коллекций;

свидетельство о постановке на учет в государственной инспекции пробирного надзора;

акты опробования музейных предметов, состоящих из драгоценных металлов;

топографические описи;

реставрационные паспорта;

решение Комиссии при Президенте Российской Федерации по Государственным наградам о передаче государственных наград и документов к ним государственным или муниципальным музеям на постоянное хранение и для экспонирования;

договоры дарения, безвозмездного пользования музейными предметами и музейными коллекциями

внесение музейных предметов и музейных коллекций в Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации.

Наибольшее число выявленных нарушений являются нарушениями               ст.  12.1 Федерального закона от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 54-ФЗ), выразившееся в отсутствии обеспечения учета предметов, содержащих драгоценные металлы, пп. 48-50 Положение о государственных наградах Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 07.09.2010 № 1099 «О мерах совершенствования государственной наградной системы Российской Федерации», выразившееся в отсутствии разрешения Комиссии при Президенте Российской Федерации по государственным наградам на хранение государственных наград, находящихся на постоянном хранении и зарегистрированных в Книгах поступлений основного фонда (главных инвентарных книгах), ст. 16 Федерального закона № 54-ФЗ выразившееся в отсутствии договора о передаче в безвозмездное бессрочное пользование или пользование на определенный срок музейных предметов и музейных коллекций, входящих в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в федеральной собственности между Министерством культуры Российской Федерации и государственным музеем субъекта Российской Федерации и негосударственными музеями в Российской Федерации.

Анализ и оценка рисков причинения вреда охраняемым законом музейным предметам, входящих в состав государственной и негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации в рамках контроля за состоянием Музейного фонда

Рисками, возникающими в результате нарушения охраняемых законом музейных предметов и коллекций в рамках осуществления Минкультуры России и территориальными органамиконтроля состоянием Музейного фонда, являются:

возникновение угрозы причинения вреда, уничтожению музейных предметов;

увеличение музейных предметов количество которых требует реставрации;

нарушение требований по учету и хранению предметов, содержащих драгоценные металлы, оружия, государственных наград Российской Федерации.

Результаты проведения мероприятия по профилактике нарушений в сфере контроля за состоянием Музейного фонда в 2019 году.

Основные профилактические мероприятия:

опубликование на официальном сайте Минкультуры России актуализированного перечня актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю за состоянием Музейного фонда;

работа по утверждению Единых правил учета хранения и комплектования Музейных предметов и коллекций;

осуществление мониторинга Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации;

проведение обзоров и анализа правоприменительной практики при осуществлении государственного контроля (надзора);

в установленных законом случаях при проведении мероприятий по контролю за состоянием Музейного фонда выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.

Контроль за соблюдением особого режима хранения и использования национального библиотечного фонда 

Предметом государственного контроля за соблюдением особого режима хранения использования национального библиотечного фонда (далее – контроль за национальным библиотечным фондом) является соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов особого режима хранения и использования национального библиотечного фонда, сохранности и учета перемещенных культурных ценностей (далее - обязательные требования).

Задачами проверки являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о библиотечном деле.

Подконтрольные субъекты федеральные библиотеки, библиотеки субъектов Российской Федерации, библиотеки министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, муниципальные библиотеки, учрежденные органами местного самоуправления, библиотеки Российской академии наук, других академий, научно-исследовательских институтов, образовательных организаций, библиотеки предприятий, учреждений, организаций; библиотеки общественных объединений; частные библиотеки; библиотеки, учрежденные иностранными юридическими и физическими лицами, а также международными организациями в соответствии с международными договорами Российской Федерации, содержащие национальный библиотечный фонд.

Обязательные требования, подлежащие проверке: пп. 1 п. 1 ст. 15; ст. 16; ст. 16.1; ст. 18 Федерального закона от 29.12.1994 № 78-ФЗ «О библиотечном деле»; ст. 4; ст. 21 Федерального закона от 29.12.1994 № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов»; абзац 14 ст. 37 Основы законодательства Российской Федерации о культуре, утвержденные Верховным Советом Российской Федерации 09.10.1992 № 3612-1; пункты 2, 4 Положения об общероссийском мониторинге состояния и использования памятников истории и культуры, предметов музейного фонда российской федерации, документов библиотечных фондов, архивного фонда Российской Федерации, а также кинофонда, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2001 № 504 «Об общероссийском мониторинге состояния и использования памятников истории и культуры, предметов Музейного фонда Российской Федерации, документов библиотечных фондов, Архивного фонда Российской Федерации, а также кинофонда»; Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 03.05.2011 № 429 «Об утверждении порядков отнесения документов к книжным памятникам, регистрации книжных памятников, ведения реестра книжных памятников»; Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 08.10.2012 № 1077 «Об утверждении Порядка учета документов, входящих в состав библиотечного фонда»; Приказ Федеральной службы государственной статистики от 30.12.2015 № 671 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством культуры Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью учреждений культуры».

При осуществлении контроль за состоянием национального библиотечного фонда Минкультуры России и его территориальные органы осуществляют рассмотрение документов:

учредительные документы (устав)

штатное расписание и структуру;

положения о структурных подразделениях, осуществляющих хранение документов национального библиотечного фонда, обязательных экземпляров документов;

внутренние инструкции по учету и хранению документов национального библиотечного фонда;

должностные инструкции сотрудников, обеспечивающих хранение и использование документов национального библиотечного фонда;

акты и предписания предыдущих проверок в случае, если такие проверки проводились иными органами государственного контроля (надзора);

справку о количественном составе и структуре документов национального библиотечного фонда;

справку о результатах последней инвентаризации документов национального библиотечного фонда (с описанием методики инвентаризации);

план-график проведения сверок наличия документов национального библиотечного фонда;

инвентарные книги документов национального библиотечного фонда;

акты поступления, исключения и движения документов национального библиотечного фонда с журналами регистрации за соответствующий (проверяемый) период;

акты сверок наличия документов национального библиотечного фонда за соответствующий (проверяемый) период;

сведения государственного статистического наблюдения за соответствующий (проверяемый) период по форме № 6-НК;

сведения особого (специализированного) государственного учета отдельных категорий документов: изданий, обладающих признаками книжных памятников, и книжных памятников, находящихся в фондах библиотеки;

инструкцию по безопасности библиотеки;

договор об охране библиотеки;

документы технического обслуживания охранно-пожарных систем;

журналы учета температурно-влажностного режима помещений;

журналы учета вскрытия фондохранилищ (акты вскрытия);

пояснительная записка о состоянии дел по обеспечению хранения и использования, отнесенных к культурному наследию народов Российской Федерации библиотечных фондов.

Наибольшее число выявленных нарушений являются нарушениями         ст.  12 и ст. 16.1 Федерального закона от 29.12.1994 № 78-ФЗ «О библиотечном деле» (далее – Федеральный закон № 78-ФЗ), выразившееся в отсутствии обеспечения режима хранения книжных памятников (светозащитные устройства, контроль температурно-влажностного режима и т.д.) отсутствии специализированного учета, отсутствие государственного учета книжных памятников, путем их регистрации в реестре книжных памятников.

Анализ и оценка рисков причинения вреда охраняемого законом национального библиотечного фонда и книжных памятников, в рамках контроля за национальным библиотечным фондом

Рисками, возникающими в результате нарушения охраняемого законом национального библиотечного фонда и книжных памятников в рамках осуществления Минкультуры России и территориальными органами контроля, являются:

возникновение угрозы причинения вреда, уничтожению национального библиотечного фонда;

возникновение угрозы причинения вреда, уничтожению книжных памятников;

нарушение требований по учету и хранению книжных памятников.

Результаты проведения мероприятия по профилактике нарушений в сфере контроля за национальным библиотечным фондом в 2019 году.

Основные профилактические мероприятия:

опубликование на официальном сайте Минкультуры России актуализированного перечня актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю за национальным библиотечным фондом;

осуществление мониторинга Государственного реестра книжных памятников;

проведение обзоров и анализа правоприменительной практики при осуществлении государственного контроля (надзора);

в установленных законом случаях при проведении мероприятий по контролю за национальным библиотечным фондом выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.

II. План

мероприятий по профилактике нарушений на 2020 год 

N п/п

Наименование мероприятия

Ответственный исполнитель

Срок исполнения

1

Поддержание в актуальном состоянии и размещение на официальном сайте Минкультуры России перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного надзора (контроля)

Департамент государственной охраны культурного наследия Минкультуры России

Постоянно

2

Обеспечение рассмотрения обращений граждан, организаций по вопросам полноты и актуальности перечней нормативных правовых актов

Департамент государственной охраны культурного наследия Минкультуры России

По мере поступления обращений

3

Поддержание в актуальном состоянии размещенных на официальном сайте Минкультуры России текстов нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного надзора (контроля)

Департамент государственной охраны культурного наследия Минкультуры России

Постоянно

4

Размещение и поддержания в  актуальном состоянии размещенных на официальном сайте Минкультуры России, а также информации о территориальных органов Минкультуры России, перечней наиболее часто встречающихся в деятельности подконтрольных субъектов нарушений обязательных требований и рекомендаций в отношении мер, принимаемых подконтрольными субъектами в целях недопущения нарушений обязательных требований

Департамент государственной охраны культурного наследия Минкультуры России

Постоянно

5

Актуализация руководств по соблюдению обязательных требований и размещение их на официальном сайте Минкультуры России

Департамент государственной охраны культурного наследия Минкультуры России

По мере необходимости

6

Разъяснение при проведении проверочных мероприятий подконтрольным субъектам обязательных требований, а также порядка проведения контрольного мероприятия, прав и обязанностей подконтрольного субъекта и должностных лиц Минкультуры России в ходе проверки

Департамент государственной охраны культурного наследия Минкультуры России, территориальные органы Минкультуры России

Постоянно

7

Размещение на официальном сайте Минкультуры России материалов с ответами на вопросы, имеющие общий характер, о соблюдении обязательных требований и проведении проверочных мероприятий

Департамент государственной охраны культурного наследия Минкультуры России, территориальные органы Минкультуры России

По мере необходимости

8

Разработка и утверждение опросных листов по лицензионному контролю и контролю за состоянием объектов культурного наследия, входящих в Перечень

Департамент государственной охраны культурного наследия Минкультуры России, территориальные органы Минкультуры России

Постоянно

9

Проведение консультаций с подконтрольными субъектами, семинаров, горячих линий, тематических конференций, консультаций и иных мероприятий

Департамент государственной охраны культурного наследия Минкультуры России, территориальные органы Минкультуры России

Не реже 1 раза в квартал

10

Информирование неопределенного круга подконтрольных субъектов посредством средств массовой информации с разъяснением обязательных требований и важности их соблюдения

Департамент государственной охраны культурного наследия Минкультуры России, территориальные органы Минкультуры России

Постоянно

11

Проведение обобщения и анализа Минкультуры России правоприменительной практики при осуществлении государственного надзора (контроля) и опубликование результатов на официальном сайте Минкультуры России

Департамент государственной охраны культурного наследия Минкультуры России, территориальные органы Минкультуры России

По итогам отчетного периода

12

Размещение на официальном сайте Минкультуры и разделов территориальных органов Минкультуры информации о результатах контрольно-надзорной деятельности

Департамент государственной охраны культурного наследия Минкультуры России, территориальные органы Минкультуры России

Постоянно. По итогам проведения проверки

13

Размещение на официальном сайте Минкультуры России Сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год, изменений, внесённых в данный план. Своевременное информирование объектов контроля о планируемых проверках

Департамент государственной охраны культурного наследия Минкультуры России, территориальные органы Минкультуры России

Ежегодно, по мере внесения изменений

14

Проведение совместных совещаний с региональными органами охраны объектов культурного наследия, таможенными и правоохранительными органами по вопросам взаимодействия при проведении работы по профилактике нарушений обязательных требований

Департамент государственной охраны культурного наследия Минкультуры России, территориальные органы Минкультуры России

По мере необходимости

15

Подготовка и размещение в сети «Интернет» информации о содержании новых нормативных актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также о необходимых организационных и технических мероприятиях, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения подконтрольными субъектами обязательных требований

Департамент государственной охраны культурного наследия Минкультуры России, территориальные органы Минкультуры России

По мере необходимости

16

Выдача предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований

Департамент государственной охраны культурного наследия Минкультуры России, территориальные органы Минкультуры России

Постоянно при наличии оснований

17

Проведение личного приема руководством Минкультуры России и территориальных органов Минкультуры России представителей подконтрольных субъектов, в том числе по вопросам организации и проведения проверок, соблюдения требований законодательства при осуществлении Минкультуры России государственного надзора (контроля)

Департамент государственной охраны культурного наследия Минкультуры России, территориальные органы Минкультуры России

По мере необходимости, в соответствии с утвержденными графиками

18

Сбор данных об организации и проведении мероприятий по контролю, о направлении предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, об обжаловании результатов мероприятий по контролю, в том числе в судебном порядке

Департамент государственной охраны культурного наследия Минкультуры России, территориальные органы Минкультуры России

Не реже 1 раза в полугодие

19

Подготовка и представление для утверждения программы профилактики нарушений на 2021 г. и плановый период 2022 - 2023 гг.

Департамент государственной охраны культурного наследия Минкультуры России, территориальные органы Минкультуры России

Ежегодно


III. Проект плана мероприятий

по профилактике нарушений на 2021-2022 гг.

N п/п

Наименование мероприятия

Ответственный исполнитель

Срок исполнения

1

Поддержание в актуальном состоянии и размещение на официальном сайте Минкультуры России перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного надзора (контроля)

Департамент государственной охраны культурного наследия Минкультуры России, территориальные органы Минкультуры России

Постоянно

2

Обеспечение рассмотрения обращений граждан, организаций по вопросам полноты и актуальности перечней нормативных правовых актов

Департамент государственной охраны культурного наследия Минкультуры России, территориальные органы Минкультуры России

По мере поступления обращений

3

Поддержание в актуальном состоянии размещенных на официальном сайте Минкультуры России текстов нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного надзора (контроля)

Департамент государственной охраны культурного наследия Минкультуры России, территориальные органы Минкультуры России

Постоянно

4

Размещение и поддержания в  актуальном состоянии размещенных на официальном сайте Минкультуры России, а также информации о территориальных органов Минкультуры России, перечней наиболее часто встречающихся в деятельности подконтрольных субъектов нарушений обязательных требований и рекомендаций в отношении мер, принимаемых подконтрольными субъектами в целях недопущения нарушений обязательных требований

Департамент государственной охраны культурного наследия Минкультуры России, территориальные органы Минкультуры России

Постоянно

5

Актуализация руководств по соблюдению обязательных требований и размещение их на официальном сайте Минкультуры России

Департамент государственной охраны культурного наследия Минкультуры России, территориальные органы Минкультуры России

По мере необходимости

6

Разъяснение при проведении проверочных мероприятий подконтрольным субъектам обязательных требований, а также порядка проведения контрольного мероприятия, прав и обязанностей подконтрольного субъекта и должностных лиц Минкультуры России в ходе проверки

Департамент государственной охраны культурного наследия Минкультуры России, территориальные органы Минкультуры России

Постоянно

7

Размещение на официальном сайте Минкультуры России материалов с ответами на вопросы, имеющие общий характер, о соблюдении обязательных требований и проведении проверочных мероприятий

Департамент государственной охраны культурного наследия Минкультуры России, территориальные органы Минкультуры России

По мере необходимости

8

Разработка и утверждение опросных по всем видам контроля, осуществляемого Минкультуры России и его территориальными органами

Департамент государственной охраны культурного наследия Минкультуры России, территориальные органы Минкультуры России

 

8

Проведение совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации публичных обсуждений результатов правоприменительной практики

Департамент государственной охраны культурного наследия Минкультуры России, территориальные органы Минкультуры России

В течение года по согласованию

9

Проведение консультаций с подконтрольными субъектами, семинаров, горячих линий, тематических конференций, консультаций и иных мероприятий

Департамент государственной охраны культурного наследия Минкультуры России, территориальные органы Минкультуры России

Не реже 1 раза в квартал

10

Информирование неопределенного круга подконтрольных субъектов посредством средств массовой информации с разъяснением обязательных требований и важности их соблюдения

Департамент государственной охраны культурного наследия Минкультуры России, территориальные органы Минкультуры России

Постоянно

11

Проведение обобщения и анализа Минкультуры России правоприменительной практики при осуществлении государственного надзора (контроля) и опубликование результатов на официальном сайте Минкультуры России

Департамент государственной охраны культурного наследия Минкультуры России, территориальные органы Минкультуры России

По итогам отчетного периода

12

Размещение на официальном сайте Минкультуры и разделов территориальных органов Минкультуры информации о результатах контрольно-надзорной деятельности

Департамент государственной охраны культурного наследия Минкультуры России, территориальные органы Минкультуры России

Постоянно. По итогам проведения проверки

13

Размещение на официальном сайте Минкультуры России Сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год, изменений, внесённых в данный план. Своевременное информирование объектов контроля о планируемых проверках

Департамент государственной охраны культурного наследия Минкультуры России, территориальные органы Минкультуры России

Ежегодно

14

Проведение совместных совещаний с региональными органами охраны объектов культурного наследия, таможенными и правоохранительными органами по вопросам взаимодействия при проведении работы по профилактике нарушений обязательных требований

Департамент государственной охраны культурного наследия Минкультуры России, территориальные органы Минкультуры России

В течение года по согласованию

14

Подготовка и размещение в сети «Интернет» информации о содержании новых нормативных актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также о необходимых организационных и технических мероприятиях, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения подконтрольными субъектами обязательных требований

Департамент государственной охраны культурного наследия Минкультуры России, территориальные органы Минкультуры России

По мере необходимости

15

Выдача предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований

Департамент государственной охраны культурного наследия Минкультуры России, территориальные органы Минкультуры России

Постоянно при наличии оснований

16

Проведение личного приема руководством Минкультуры России  и территориальных органов Минкультуры России представителей подконтрольных субъектов, в том числе по вопросам организации и проведения проверок, соблюдения требований законодательства при осуществлении Минкультуры России государственного надзора (контроля)

Департамент государственной охраны культурного наследия Минкультуры России, территориальные органы Минкультуры России

По мере необходимости, в соответствии с утвержденными графиками

17

Сбор данных об организации и проведении мероприятий по контролю, о направлении предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, об обжаловании результатов мероприятий по контролю, в том числе в судебном порядке

Департамент государственной охраны культурного наследия Минкультуры России, территориальные органы Минкультуры России

По итогам отчетного периода

18

Подготовка и представление для утверждения программы профилактики нарушений на 2022 г. и плановый период 2023 - 2024 гг.

Департамент государственной охраны культурного наследия Минкультуры России, территориальные органы Минкультуры России

Ежегодно



вернуться к списку документов