instagram (1)
Министерство
Министерство
Деятельность
Деятельность
Контакты
Контакты
Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому

Ольга Ярилова: главная задача нацпроекта «Культура» – дотянуться до каждого жителя нашей страны

Ольга Ярилова: главная задача нацпроекта «Культура» – дотянуться до каждого жителя нашей страны

Стопкоронавирус.рф, 26 мая 2020 года

Пандемия коронавируса нового типа существенно повлияла на культурную жизнь в стране: приостановили свою работу театры, кинотеатры, концертные залы. С другой стороны, произошел расцвет онлайн-технологий в области культуры, артисты научились репетировать онлайн, а музыканты – выступать перед пустым залом ради трансляции в интернете с тысячами невидимых зрителей. О том, как выполняются задачи нацпроекта «Культура» в новых обстоятельствах, сайту стопкоронавирус.рф рассказала замминистра культуры Ольга Ярилова.

– Эпидемия коронавируса и вынужденная самоизоляция людей стали стимулом к развитию онлайн-коммуникаций. Многие открыли для себя трансляции концертов и виртуальные экскурсии. Как сложившая ситуация отразилась на реализации «цифровых» планов, заложенных в национальном проекте «Культура»?

– Действительно, сложившаяся ситуация стала настоящим вызовом культурному пространству страны. Но Министерство культуры в числе первых отреагировало на самоизоляцию граждан, переведя работу многих подведомственных учреждений в онлайн-режим.

Портал «Культура.РФ», который уже давно является нашей ресурсной базой для всех учреждений, чуть ли не каждую неделю бьет собственные рекорды посещаемости. 9 мая, например, она превысила 380 тысяч визитов, это самая большая цифра за всю историю существования портала.

С огромным успехом прошли традиционные всероссийские акции, которые в этом году были организованы в онлайн-формате. 

В День театра состоялось около 40 трансляций, которые собрали в социальных сетях более 2 млн просмотров.

В «Ночь музеев» на портале «Культура.РФ» и в социальных сетях «ВКонтакте» и «Одноклассники» прошло 49 трансляций, которые посмотрело более 2 млн человек.

Что касается «Библионочи», то в этом году она была посвящена 75-летию Победы, и только за первый день трансляции мероприятий набрали более 3,2 млн просмотров.

Эти цифры впечатляют, особенно с учетом возросшей в последние месяцы онлайн-активности. Любая акция, запущенная в социальных сетях, сейчас испытывает огромную конкуренцию. Так что такие итоги – это несомненный успех, и я хотела бы поблагодарить всех, кто принял участие в этих проектах.

Серьезный прирост посещаемости наблюдается и на других наших ресурсах – Артефакт, Госкаталог музейного фонда, История.РФ, Национальная электронная библиотека.

Общее количество визитов на портал НЭБ с начала года уже 3,15 млн, а количество обращений – 2,367 млн, это в два раза больше, чем за первые 5 месяцев прошлого года.

Количество обращений к цифровым ресурсам культуры – это один из двух основных показателей национального проекта. И уже по итогам первого квартала мы имели около 20,5 млн посещений при общем плане на 2020 год – 32 млн. Учитывая динамику последних месяцев, к концу года мы превзойдем эту цифру в несколько раз.

– Согласны ли вы, что можно говорить о качественных изменениях в потреблении людьми цифрового контента, в том числе культурной тематики?

– Безусловно. Но судить об этом в полной мере можно будет после того, как жизнь учреждений культуры вернется в привычное русло.

В последние месяцы мы увидели очень много того, что раньше и представить было сложно. Например, Александринский театр провел онлайн-премьеру спектакля прямо на своей сцене, но без зрителей. В онлайн-формате прошли всероссийские акции, о которых мы уже говорили. Для максимальной централизации всех событий на портале «Культура.РФ» была создана всероссийская афиша онлайн-мероприятий – это вообще беспрецедентный случай. И очень важно, что региональные и муниципальные учреждения активно включились в эту работу, стали пользоваться теми возможностями, которые мы им предоставили.

В результате мы получили многогранный эффект. 

Во-первых, люди по всей стране начали понимать, что культурный продукт вполне можно потреблять и онлайн. И для некоторых это даже удобнее.

Во-вторых, учреждения культуры все свои усилия сосредоточили на том, чтобы улучшить свой онлайн-продукт, дополнить его чем-то новым, внести какую-то изюминку. И это даст им существенные преимущества в долгосрочной перспективе.

Ну и в-третьих, региональные учреждения культуры получили шанс продемонстрировать свои возможности. Это важно, поскольку во многих субъектах есть очень богатые культурные традиции, есть крупные театры, невероятно насыщенные музейные коллекции, именитые артисты. И теперь об этом узнали гораздо больше людей. Возможно, кто-то даже захочет специально съездить, например, в Екатеринбург, и посмотреть премьеру местного Государственного академического театра оперы и балета.

Ну и не будем забывать, что главная задача национального проекта «Культура» – дотянуться до каждого жителя нашей страны, обеспечить развитие отрасли во всех регионах и сделать так, чтобы даже в самых отдаленных, самых маленьких уголках России была возможность приобщиться к культуре. И онлайн-ресурсы в сочетании с офлайн-активностями позволяют нам в максимальной степени эту задачу решать. Поэтому мы будем и дальше использовать положительный опыт и интересные инициативы, которые мы увидели в «цифре» за последнее время.

– Ядро нацпроекта «Культура» – это увеличение доступности культуры людям по всей России, не только в признанных культурных центрах. Сельские дома культуры, автоклубы, музыкальные инструменты в детских школах искусств… Остановила ли эпидемия работу по созданию такой культурной среды? Какие мероприятия реализуются своим чередом?

– Мы пристально следим за развитием ситуации. Находимся в ежедневном контакте со всеми регионами, со всеми участниками мероприятий национального проекта. На постоянной основе проводятся совещания в режиме видеоконференцсвязи с заместителями глав и региональными министрами всех федеральных округов. О рисках невыполнения мероприятий регионы не сообщают.

Сейчас Правительством РФ принимаются беспрецедентные меры. В частности, уже приняты изменения в 44-й Федеральный закон (О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд), которые позволяют нам в критических ситуациях переносить сроки выполнения работ. Но пока таких ситуаций нет.

Сегодня работы начаты на 432 объектах строительства и капитального ремонта, которые будут введены в этом году. Они ведутся в соответствии с установленным графиком и, естественно, с соблюдением всех мер безопасности. Ведь здоровье – это сейчас главный приоритет.

Музыкальные инструменты и оборудование уже поставлены в детские школы искусств Кемеровской и Нижегородской области, Алтайского края и Чеченской Республики.

7 автоклубов уже доехали до Калужской и Ростовской областей, до Республик Башкортостан и Крым. Несмотря на рост цен на комплектующие, поставщики обязуются выполнить контракты в полном объеме и в срок. Первые автоклубы поступили в регионы уже в апреле, хотя, например, в Башкортостан по плану должен был получить только в августе.

В 2020 году открыты 4 центра непрерывного образования (100 %). Таким образом, сейчас их уже 11. Все они функционируют в штатном режиме, причем активно осуществляют дистанционное обучение. По плану 2020 года обучение должны пройти 26 тыс. специалистов, около 9,5 тыс. из них уже повысили квалификацию, по итогам второго квартала увеличим эту цифру до 11 тыс.

– Во время эпидемии волонтеры культуры подключились к волонтерам-медикам – помогали пожилым людям с доставкой продуктов и лекарств. Как вы оцениваете перспективы волонтерства, собственно, в культурной среде, когда проблема коронавируса утратит свою остроту?

– Я думаю, что лучше всего перспективы волонтерства в сфере культуры можно оценить как раз в этой ситуации. Волонтеры помогают более чем в 50 регионах страны. Являются участниками региональных штабов, вместе с волонтерами-медиками шьют и раздают маски, проводят различные мероприятия в сети: поют, танцуют, снимают видеоролики. Причем не только в онлайн-режиме, но и на местных телеканалах.

У них есть очень интересные инициативы. Например, в Нижегородской области волонтеры запустили свой онлайн-проект: ребята из отряда «ПромЭкскурсовод» проводят онлайн-экскурсии по значимым промышленным и другим объектам в Инстаграм. 

В Дагестане они делают в своих социальных сетях публикации о культуре и искусстве, исполняют песни и танцы, читают стихотворения и делятся анонсами культурных мероприятий.

В Самарской области волонтеры культуры совместно с Хрящевской детской школой искусств запустили онлайн-проект «Уроки на безопасном расстоянии» – это серия видеоуроков о навыках сценической речи и мастерстве публичных выступлений, которые можно освоить, не выходя из дома.

В прошлом году мы более чем в 4 раза превысили план по количеству волонтеров культуры, зарегистрированных в базе данных «Добровольцы России». Их было около 43 тысяч. В этом году – уже около 10 тысяч, примерно 40% от годового плана.

Думаю, это лишний раз доказывает, что в нашей стране огромное количество неравнодушных людей, которых нам удалось объединить в рамках программы «Волонтеры культуры». Они прекрасно проявили себя и в прошлом году, когда помогали облагораживать объекты культурного наследия по всей стране, и в этом году, когда возникли очень сложные эпидемиологические обстоятельства.

И мы делаем все возможное, чтобы у наших добровольцев были все условия для комфортной работы. Я очень рада, что теперь мы вместе. И уверена, что у волонтеров культуры отличные перспективы.

вернуться к списку статей
Ответственный за наполнение страницы: Пресс-служба