instagram (1)
Министерство
Министерство
Деятельность
Деятельность
Контакты
Контакты
Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому

  

10 ноября 2011
№ 90-01-39/02-ПХ
Подписан: Заместитель Министра П.В.Хорошилов
Текст документа

ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА
КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
М. Гнездниковский пер., д. 7/6, стр. 1, 2,
Москва, ГСП-3, 125993
тел. 8 (495) 629-20-08, факс 8 (495) 629-72-69
e-mail: info@mkrf.ru
10 ноября 2011г. № 90-01-39/02-ПХ
на № ____ от «__» _____________

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере культуры

Уважаемые коллеги!

Министерство культуры Российской Федерации во исполнение поручения Президента Российской Федерации Д.А.Медведева по итогам встречи с деятелями культуры 24 марта 2011 года, а также в дополнение к информации об экспериментально-творческих площадках гг.Санкт-Петербург и Пермь, представленной на XIV заседании Координационного совета по культуре при Минкультуры России, направляет материалы о работе правительства г. Москвы по поддержке инновационных форм развития современного отечественного искусства.

Полагаем, что опыт Москвы, включая нормативную базу по реализации проекта «Открытая сцена», может быть крайне полезным для реализации  аналогичных программ в других субъектах Российской Федерации.

П.В. Хорошилов

Апфельбаум Софья Михайловна, 629-07-57

О РАБОТЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ ПО ПОДДЕРЖКЕ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО ИСКУССТВА

Начиная с 2001 года Правительством Москвы совместно с широкой театральной общественностью города (представителями творческих союзов, высших театральных и музыкальных учебных заведений, средств массовой информации, корпусом театральных и музыкальных критиков) был предпринят ряд шагов по реформированию театрального дела столицы.

В дополнение к текущему финансированию входящих в сеть подведомственных учреждений культуры, была разработана новая стратегия развития театрального дела. Она была направлена на оказание целенаправленной адресной, персональной поддержки творческой молодежи. Проект был назван «Открытая сцена», имея в виду его открытость для молодых профессионалов и их инновационных идей.

С целью реализации проекта была разработана его нормативная база. Принято Положение, регламентирующее работу Общественного экспертного совета по рассмотрению творческих заявок и его ежегодной ротации. Утверждена процедура рецензирования заявок, их публичного обсуждения на заседаниях Совета и тайного голосования по его итогам. Правительством Москвы был утвержден новый порядок бюджетного финансирования получателей грантов и формы их отчетности.

Нормативная база проекта «Открытая сцена» была утверждена Постановлениями Правительства Москвы от 20 марта 2001 года №261-1111 «О проведении эксперимента по созданию свободных сценических площадок и мерах по поддержке театральных инновационных проектов» и от 18 декабря 2001 года №1124-1111 «О порядке проведения эксперимента по созданию свободных сценических площадок».

Приоритетными были выделены два направления политики Москвы в области театрального и музыкального искусства. Первое - сохранение лучших традиций репертуарного театра путем создания условий, необходимых для обеспечения притока молодых кадров. Второе - внедрение новых форм театрального дела, обеспечивающих организационную и финансовую поддержку со стороны государства инновационных проектов в области театрального и музыкального искусства на государственных и негосударственных площадках силами организаций самых разных организационно-правовых форм собственности.

Инновационной составляющей самого проекта «Открытая сцена» стал принцип выделения целевых бюджетных средств не только подведомственным государственным учреждениям культуры, но и некоммерческим театральным и музыкальным коллективам вне зависимости от их юридического статуса. Учитывая новаторский дух самого проекта «Открытая сцена», Департамент культуры города Москвы приступил к его осуществлению в качестве эксперимента. С 2001 года при активном

участии широкой театральной общественности Департамент культуры города Москвы начал осуществление адресного государственного финансирования на конкурсной основе молодежных театральных и музыкальных проектов. Был сформирован Общественный экспертный совет, в работе которого приняли участие ведущие специалисты в области театрального и музыкального искусства Москвы: драматурги, режиссеры, композиторы, театральные критики, заведующие литературной частью московских театров, профессора высших театральных и музыкальных учебных заведений столицы. Открытое обсуждение заявок участников конкурса на заседаниях Совета и тайное голосование по его завершению позволили Экспертному совету принимать объективные решения о целесообразности выделения бюджетных средств на осуществление того или иного проекта. Информация о принятых заявках размещалась на сайте Департамента культуры. Главное внимание в первые годы было уделено адресной поддержке творческим проектам молодых режиссеров.

По итогам эксперимента, продолжавшегося с 2001 - 2004 гг., проект «Открытая сцена» был признан широкой театральной общественностью и Правительством Москвы успешным и переведен на постоянную основу. С 2004 года проект «Открытая сцена» входит в «Городскую комплексную программу «Культура Москвы».

Следующим шагом стало утверждение в 2007 году Правительством Москвы целостной «Концепции создания наиболее благоприятных условий для поддержки талантливой творческой молодежи и кадрового укрепления репертуарных театров города Москвы», согласно которой спектр поддержки творческой молодежи со стороны Правительства Москвы был значительно расширен. Это коснулось, прежде всего, расширения деятельности проекта «Открытая сцена». Помимо поддержки молодой режиссуры драматического театра и театра кукол, в рамках проекта началось оказание адресной организационной и финансовой поддержки режиссерам музыкального театра; музыкантам-исполнителям, работающим в филармонических жанрах; молодым драматургам, а также расширению детского и юношеского репертуара московских театров; учреждению молодежных фестивалей, специальным издательским программам.

В итоге, реализация проекта «Открытая сцена» в течение десяти лет (с 2001 по 2011 гг.) позволила открыть целый ряд новых имен режиссеров драматического, кукольного и музыкального театра; оказать действенное влияние на формирование кадрового резерва режиссерского корпуса по всему спектру профессии: режиссуре музыкального, драматического театра и театра кукол.

Афиши московских репертуарных театров обогатились значительным количеством новых постановок. Среди имен молодых режиссеров драматического театра, многие из которых сегодня хорошо известны, можно назвать такие как: Миндаугас Карбаускис, Евгений Каменькович, Юрий Кантемиров, Дмитрий Крымов, Анатолий Ледуховский, Карен Нерсесян,

Дмитрий Петрунь, Владимир Панков, Николай Рощин, Виктор Рыжаков, Кирилл Серебрянников, Владимир Скворцов, Гарольд Стрелков. Все они сегодня успешно работают в российских и московских театрах, а некоторые возглавляют столичные театры. Это Минаугас Карбаускис, ставший главным режиссером Академического театра им. Маяковского, Евгений Писарев - художественный руководитель Московского театра им А.С.Пушкина, Николай Рощин - художественный руководитель московского театра «Русский дом», Игорь Яцко - главный режиссер Московского театра «Школа современного искусства».

Подлинное развитие отечественного репертуарного театра не может происходить без освоения современной драматургии, позволяющей театру во все времена быть сопричастным духовному развитию общества. Вот почему в рамках проекта «Открытая сцена» уделяется особое внимание продвижению на столичные подмостки произведений молодой отечественной драматургии. Благодаря «Открытой сцене» ведется отбор и творческая апробация произведений молодых драматургов на профессиональных подмостках. За десять лет на сценических площадках города осуществлена постановка более 50 новых сценических произведений отечественных драматургов, расширивших текущий репертуар театров Москвы. Помимо этого, в рамках проекта «Открытая сцена» ежегодно финансируется работа Лаборатории современной драматургии, работающей под эгидой Регионального фонда содействия современной драматургии и редакции журнала «Современная драматургия». На страницах журнала и в отдельных сборниках публикуются произведения победителей драматургических конкурсов. Многие молодые драматурги получили сначала всероссийскую, а затем и европейскую известность. Среди них Иван Вырыпаев, Евгений Гришковец, Ксения Драгунская, Юрий Клавдиев, братья Пресняковы и другие.

С 2007 года в рамках проекта «Открытая сцена» оказывается целенаправленная поддержка творчеству молодых музыкантов . -исполнителей, работающих в филармонических жанрах, на площадках «Дирекции «Открытая сцена» проводятся концерты «Молодежной филармонии», в которых принимают участие студенты и аспиранты Московской консерватории, Академии им. Гнесиных, других музыкальных вузов Москвы.

Осуществляются инновационные проекты в области музыкального театра. Среди молодых режиссеров музыкального театра, получавших поддержку «Открытой сцены»: Наталья Анастасьева, Василий Бархатов, Михаил Кисляров, Ирина Лычагина, Иван Поповски, Игорь Ушаков, рий Хочин и другие.

Среди молодых оперных дирижеров, осуществлявших свои первые постановки в оперном театре благодаря грантам Правительства Москвы, следует назвать имена Вячеслава Валеева, Дмитрия Волосникова и Василия Валитова. В настоящее время они успешно работают в московских театрах

«Геликон-опера» и «Новая опера». Адресная поддержка направлялась нами и молодым хореографам.

Особое внимание в рамках проекта «Открытая сцена» уделяется постановкам сценических произведений, адресованных детской и юношеской аудитории. Благодаря полученным на конкурсной основе грантам, целый ряд московских театров расширил свой репертуар за счет постановок спектаклей для детей и подростков. К детскому и юношескому репертуару обратились и те театры, которые ранее никогда не работали для детской и подростковой аудитории. В общей сложности детский репертуар московских театров расширился на полтора десятка новых спектаклей, созданных на основе современной и классической драматургии, и адресованных подрастающему поколению.

С целью привлечения внимания публики к работам молодых театральных деятелей, Департаментом культуры города Москвы совместно Союзом театральных деятелей Российской Федерации (СТД РФ) и Театральным центром СТД РФ «На Страстном» в рамках проекта «Открытая сцена» было учреждено два ежегодных театральных молодежных фестиваля. Это фестиваль «Открытая сцена» и фестиваль дипломных спектаклей «Твой шанс». С 2007 года Московский фестиваль дипломных спектаклей театральных вузов Москвы «Твой шанс», благодаря организационному и финансовому участию Минкультуры России, был расширен сначала до масштабов всероссийского, а затем и крупнейшего Международного фестиваля театральных школ мира. Фестиваль пользуется большим успехом у студенческой молодежи, поскольку способствует расширению ее кругозора, привлекает их духом соревновательности.

В рамках проекта «Открытая сцена» ежегодно осуществляется организационная и финансовая поддержка специальных издательских проектов, в создании которых участвуют молодые теоретики. С целью формирования корпуса экспертов высокого класса, к работе в Экспертных советах проекта «Открытая сцена», наряду с маститыми специалистами в области театрального и музыкального искусства, ежегодно привлекаются молодые театроведы и музыкальные критики.

Важное направление работы Департамента культуры по поддержке творческой молодежи в рамках проекта «Открытая сцена» - создание и обеспечение деятельности сети свободных сценических площадок. С этой целью в 2003 году Правительством Москвы был создан ГБУК «Центр драматургии и режиссуры п /р. А. Казанцева и М.Рощина», работающий без стационарной труппы. В 2005 году приступил к работе по принципу свободной площадки ГБУК «Театральный центр «Практика».

В 2006 году с целью расширения работы с творческой молодежью была создана ГБУК «Дирекция проекта «Открытая сцена», в уставные цели и задачи которой входит организационное и финансовое содействие молодым творческим коллективам, получившим государственные гранты, но не имеющим необходимого юридического статуса и производственной базы

для постановки и проката спектаклей. На трех упомянутых сценических площадках за указанный период было осуществлено в общей сложности более сорока новых экспериментальных постановок.

Развитию проекта «Открытая сцена», без сомнений, послужит планируемое расширение театральных площадей «Дирекции проекта «Открытая сцена». На ее репетиционной базе, на протяжении пяти лет, ведется большая работа по осуществлению самых разнообразных творческих проектов молодых режиссеров драматического и музыкального театра и театра кукол, композиторов, балетмейстеров, вокалистов и инструменталистов, работающих как самостоятельно, так и в содружестве. Четвертый год на базе Дирекции осуществляет свои экспериментальные работы курс режиссеров драматического театра РАТИ (ГИТИСа) - мастерская Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова. На площадках Дирекции планируется расширение работы «Лаборатории современной оперы», «Лаборатории современного танца», «Молодежной филармонии».

В целом, по итогам работы Дирекции «Открытая сцена» за пять лет можно говорить о постоянном расширении ее программной деятельности. Вместе с тем, нельзя не отметить существование у Дирекции значительного потенциала, реализация которого впереди. В том числе, за счет расширения ее прокатной деятельности за счет выделения на конкурсной основе дополнительных средств на прокат наиболее успешных постановок, осуществляемых на ее собственной сцене и на аренду для них более вместительных театральных площадок города. Это позволит обеспечить стабильный прокат лучших экспериментальных, творчески перспективных и востребованных публикой спектаклей, повысит их рентабельность, а, следовательно, и более заметное присутствие в репертуарной афише города.

Сегодня назрела необходимость расширения работы Дирекции «Открытая сцена» и в сторону осуществления гастрольной деятельности. При частичном долевом финансовом участии Департамента культуры города Москвы и Минкультуры России гастроли лучших независимых молодежных коллективов Москвы могут быть организованы как в регионах страны, так и за рубежом.

В развитие проекта «Открытая сцена» Департамент культуры города Москвы планирует продолжить практику освоения высвобождающихся или неэффективно используемых театральных площадок с целью дальнейшего расширения театрального пространства для инноваций. А в более отдаленной перспективе планируется приступить к строительству в десяти округах Москвы театрально-концертных площадок, работа которых будет осуществляться на базе проекта «Открытая сцена», доказавшего свою жизнеспособность и перспективность в качестве эффективной стартовой площадки для инноваций. Не исключаю, что в итоге это будут будущие многофункциональные экспериментальные центры современного профессионального искусства, о развитии которых шла речь на

встрече с Президентом Российской Федерации. Безусловно, потребность в них давно назрела.

Еще одно направление работы за счет средств, выделяемых на реализацию проекта «Открытая сцена» - это создание на базе ведущих репертуарных театров города молодежных актерских студий. Их работа направлена на поиск наиболее эффективных путей обновления творческой деятельности репертуарных театров с целью обеспечения притока в них профессиональной актерской молодежи, проходящей в студиях за три года послевузовскую адаптацию. По сути дела, речь идет о современном аналоге творческой стажировки. Для реализации этих задач Департаментом культуры города Москвы были созданы в порядке эксперимента на три года (с 2007 по 2010 г.) две молодежные студии: на базе театров «Мастерская П.Н. Фоменко» и Московского драматического театра им. А.С. Пушкина. Работу тогда возглавили руководители этих двух театров -признанные мастера с огромным опытом педагогической работы в театральных вузах Москвы. Это режиссеры Петр Наумович Фоменко и Роман Григорьевич Козак, который успел до своего ухода из жизни вывести своих учеников на высокий уровень профессионального мастерства. Участие в работе студий молодых актеров, объединенных общими духовными и художественными идеями, обеспечивает их профессиональное становление в благоприятной творческой среде, способствует сохранению принципа театра — дома. Положительные итоги работы обеих студий были отмечены театральной общественностью. Большинство выпускников студий вошло в основной состав творческих коллективов «Мастерской П. Н. Фоменко» и театра им. А.С.Пушкина. В «Мастерской П.Н.Фоменко» начала работу вторая студия.

Данное направление работы с творческой молодежью - стажировка группы молодых актеров на базе государственных театров - представляется одним из наиболее перспективных в современных условиях не только применительно к работе столичных театров, но и в крупных театрах страны, возглавляемых известными мастерами, имеющими опыт педагогической деятельности.

В настоящее время правительством г.Москвы прорабатывается вопрос значительного увеличения финансирования проекта «Открытая сцена», а также выделения финансирования на создание произведений для детей и юношества.

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 20 марта 2001 г. N 261-ПП

О ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО СОЗДАНИЮ СВОБОДНЫХ СЦЕНИЧЕСКИХ ПЛОЩАДОК И МЕРАХ ПО ПОДДЕРЖКЕ ТЕАТРАЛЬНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

В целях развития театрального искусства, создания условий для деятельности творческой молодежи, удовлетворения культурных потребностей населения Москвы, расширения сферы театральных услуг, в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 10 октября 2000 года N 802 "О мерах по дальнейшей поддержке театрального искусства в Москве" и протоколом встречи деятелей искусств с Мэром Москвы от 9 ноября 2000 года Правительство Москвы постановляет:

1. Принять предложение Комитета по культуре Москвы о проведении в 2001-2003 гг. эксперимента по созданию свободных сценических площадок с целью развития театрального искусства, решения правовых, имущественных и финансовых вопросов, определения эффективных форм их деятельности, а также отработки механизмов государственной поддержки инновационных проектов.

2. Комитету по культуре Москвы:

2.1. Привлечь к участию в эксперименте Центр драматургии и режиссуры, создаваемые автономную некоммерческую организацию "Открытая сцена", экспериментальные театральные группы Союза театральных деятелей Российской Федерации и другие творческие организации.

2.2. Совместно с общественной организацией "Союз театральных деятелей Российской Федерации", префектом Западного административного округа и государственной научной организацией "Государственный институт искусствознания" разработать и внести в трехмесячный срок в установленном порядке на утверждение Правительства Москвы пакет нормативных документов, определяющих условия проведения эксперимента, включая организационно - правовую форму создаваемых театральных организаций и временное положение о свободных и прокатных сценических площадках.

2.3. Создать с этой целью до 30 марта 2001 года рабочую группу из привлеченных ведущих специалистов в области организации театрального дела, обеспечив финансирование ее деятельности в установленном порядке.

2.4. Произвести расчеты финансирования, необходимого для содержания и технического перевооружения учреждений культуры, привлекаемых к участию в эксперименте, и до 1 июля 2001 года внести предложения в Управление бюджетного планирования городского заказа.

2.5. Подготовить списки ведомственных объектов культуры города Москвы с целью возможного использования в качестве свободных сценических площадок и до 1 мая 2001 года внести предложения в Департамент государственного и муниципального имущества города Москвы.

2.6. Подать заявку во II квартале 2001 года в Городскую комиссию по перебазированию, реформированию, ликвидации предприятий и организаций, расположенных в историческом центре города Москвы, на участие в программе вывода указанных предприятий с целью использования освобождающихся площадей под свободные сценические площадки.

2.7. Разработать до 1 июля 2001 года и внести в Комитет по архитектуре и градостроительству г. Москвы предложения по размещению в отдаленных от центра районах города зданий для театрально - концертной деятельности с указанием их количества и основных параметров.

2.8. Совместно с Департаментом государственного и муниципального имущества города Москвы проинвентаризировать ведомственные учреждения культуры Москвы (п. 2.5). По результатам проделанной работы до 1 июля 2001 года внести предложения в Правительство Москвы.

3. Одобрить инициативу префекта Западного административного округа по оказанию помощи в организации эксперимента и созданию опытной сети свободных (прокатных) площадок в отдаленных от центра районах на территории административного округа.

4. Установить, что финансирование инновационных театральных проектов осуществляется в 2001 году за счет и в пределах средств, предусмотренных Комитету по культуре Москвы на реализацию проекта "Открытая сцена".

5. Департаменту финансов г. Москвы, Управлению бюджетного планирования городского заказа в составе расходов Комитета по культуре Москвы предусматривать в городском бюджете на 2002-2003 гг. по отрасли "Культура и искусство" целевые средства на обеспечение содержания и технического перевооружения вводимых в эксплуатацию свободных сценических площадок и финансирование инновационных театральных проектов.

6. Принять к сведению согласие Министерства культуры Российской Федерации на участие в эксперименте и долевом финансировании инновационных театральных проектов на конкурсной основе в 2001 году в размере 1 млн. рублей.

7. Комитету по архитектуре и градостроительству города Москвы при разработке проектной документации на застройку районов города учитывать предложения Комитета по культуре Москвы (п. 2.7).

8. Департаменту государственного и муниципального имущества города Москвы рассмотреть вопрос и внести до 1 июля 2001 года предложения в Правительство Москвы по передаче Комитету по культуре Москвы здания

Дома культуры им. Зуева по адресу: ул. Лесная, 18 для создания свободной сценической площадки.

9. Комитету по телекоммуникациям и средствам массовой информации Правительства Москвы оказывать содействие в пропаганде и популяризации театрального искусства в городской периодической печати, программах теле- и радиоканалов.

10. Руководителю Комплекса социальной сферы:

10.1. Совместно со всеми заинтересованными организациями в IV квартале 2003 года подвести итоги эксперимента и представить для рассмотрения на заседании Правительства Москвы необходимые материалы.

10.2. О ходе выполнения настоящего постановления доложить Премьеру Правительства Москвы в сентябре 2001 года.

11. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Швецову Л.И.

Премьер Правительства Москвы Ю.М. Лужков

Примечание. Принятое во исполнение данного постановления постановление правительства Москвы от 18 декабря 2001 г. № 1124-ПП «О порядке проведения эксперимента по созданию свободных сценических площадок» (вместе с Положением об условиях проведения эксперимента по созданию свободных сценических площадок в Москве, Временным положением о свободных сценических площадках и Положением о государственном целевом творческом заказе) утратило силу в связи с принятием постановления правительства Москвы от 17 мая 2005 г. N 337-ПП «О порядке реализации проекта "Открытая сцена"»

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 21 октября 2003 г. N 879-ПП

О ХОДЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО СОЗДАНИЮ СВОБОДНЫХ СЦЕНИЧЕСКИХ ПЛОЩАДОК И МЕРАХ ПО ПОДДЕРЖКЕ ТЕАТРАЛЬНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

В целях дальнейшего развития театрального искусства столицы и создания условий для реализации постановлений Правительства Москвы от 10 октября 2000 года N 802 "О мерах по дальнейшей поддержке театрального искусства в Москве", от 20 марта 2001 года N 261-ПП "О проведении эксперимента по созданию свободных сценических площадок и мерах по поддержке театральных инновационных проектов" и от 18 декабря 2001 года N 1124-ПП "О порядке проведения эксперимента по созданию свободных сценических площадок" Правительство Москвы постановляет:

1. Одобрить результаты проведения Комитетом по культуре города Москвы в 2001-2003 годах эксперимента в рамках осуществления проекта "Открытая сцена":

по созданию организационных и финансовых условий, обеспечивающих приток в театр молодых режиссерских кадров и современной отечественной драматургии;

- по оказанию путем внедрения новых форм театрального дела государственной поддержки театральным инновационным проектам репертуарных театров Москвы, а также проектам творческих организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности.

2. Осуществлять проект "Открытая сцена" с 1 января 2004 года в качестве одного из основных программных направлений развития театральной жизни города.

3. Установить, что в 2004 году реализация проекта "Открытая сцена" осуществляется в порядке, установленном постановлением Правительства Москвы от 18 декабря 2001 года N 1124-ПП "О порядке проведения эксперимента по созданию свободных сценических площадок".

4. Установить, что помещения, освобождаемые театральными организациями в связи с их переводом в новые (вновь построенные или реконструируемые помещения), передаются в ведение Комитета по культуре города Москвы для использования в качестве свободных сценических площадок.

5. Считать основными задачами проекта "Открытая сцена":

- создание условий для профессионального становления новых режиссерских кадров путем реализации ими самостоятельных проектов на базе творческих организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности;

- реализацию на конкурсной основе инновационных проектов;

- использование для театральных и музыкальных постановок, осуществляемых в рамках проекта "Открытая сцена", сценических площадок столичных театров, дворцов и домов культуры, других учреждений культуры;

- создание организационных и финансовых условий для повышения квалификации молодых режиссеров в репертуарных театрах Москвы;

- дальнейшее расширение театрального пространства и зрительской аудитории в столице, содействие организации проката спектаклей в районах массовой жилой застройки;

- поддержку в рамках проекта "Открытая сцена" сценических произведений, обращенных к детской и молодежной аудитории.

6. Управлению бюджетного планирования и городского заказа города Москвы при формировании проекта бюджета на 2004 и последующие годы в составе расходов Комитета по культуре города Москвы по отрасли "Культура, искусство и кинематография" предусматривать целевые средства на финансирование проекта "Открытая сцена".

7. Комитету по культуре города Москвы:

7.1. В срок до 1 июля 2004 года разработать и представить для утверждения в установленном порядке проект нормативно-правового акта о правовом регулировании деятельности по осуществлению проекта "Открытая сцена".

7.2. При разработке городской целевой комплексной программы "Культура Москвы (2005-2007 гг.)":

- предусмотреть возможность создания Государственного учреждения культуры города Москвы "Дирекция "Открытая сцена";

- использовать опыт эксперимента по осуществлению на конкурсной основе творческих инновационных проектов в других видах искусства.

7.3. Продолжить работу по привлечению к участию в проекте "Открытая сцена" большего числа творческой молодежи и системному информированию широкой публики через средства массовой информации и все виды электронных носителей об условиях конкурса и творческих достижениях участников проекта "Открытая сцена".

7.4. Согласиться с предложением Комитета по культуре города Москвы о передаче в установленном порядке в оперативное управление Государственному учреждению культуры города Москвы "Центр драматургии и режиссуры" как активному участнику эксперимента помещения по адресу: Ленинградский просп., д. 71, корп. г, д, стр. 1 общей площадью 874,6 кв. м для осуществления театральной деятельности, в том числе в рамках проекта "Открытая сцена".

7.5. В срок до 1 декабря 2003 года обратиться в Министерство культуры Российской Федерации с предложением принять финансовое участие в реализации проекта "Открытая сцена".

8. Пресс-службе Мэра и Правительства Москвы оказывать содействие в освещении хода реализации проекта "Открытая сцена".

9. Комитету рекламы, информации и оформления города Москвы оказывать содействие в размещении информации о мероприятиях, проводимых по осуществлению проекта "Открытая сцена", на средствах наружной рекламы по тарифам городского заказа в соответствии с заявками организаторов.

10. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И.

О ходе выполнения постановления доложить Мэру Москвы в июне 2004 года.

Мэр Москвы Ю.М. Лужков

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 17 мая 2005 г. N 337-ПП

О ПОРЯДКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА "ОТКРЫТАЯ СЦЕНА"

Во исполнение п. 7.1 постановления Правительства Москвы от 21 октября 2003 г. N 879-ПП "О ходе проведения эксперимента по созданию свободных сценических площадок и мерах по поддержке театральных инновационных проектов" Правительство Москвы постановляет:

1. Утвердить Положение об условиях реализации в городе Москве проекта "Открытая сцена" (приложение).

2. Комитету по культуре города Москвы осуществлять финансирование деятельности участников проекта "Открытая сцена" из средств, предусмотренных на реализацию проекта "Открытая сцена" по государственному целевому творческому заказу в рамках Городской целевой комплексной программы "Культура Москвы (2005-2007 гг.)".

3. Считать утратившим силу постановление Правительства Москвы от 18 декабря 2001 г. N 1124-ПП "О порядке проведения эксперимента по созданию свободных сценических площадок".

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И.

И.о. Мэра Москвы В.П. Шанцев

Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 17 мая 2005 г. N 337-ПП

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ ПРОЕКТА "ОТКРЫТАЯ СЦЕНА"

Общие положения

1. Настоящее Положение разработано в соответствии с постановлениями Правительства Москвы от 20 марта 2001 г. N 261-ПП "О проведении эксперимента по созданию свободных сценических площадок и мерах по поддержке театральных инновационных проектов" и от 21 октября 2003 г. N 879-ПП "О ходе проведения эксперимента по созданию свободных сценических площадок и мерах по поддержке театральных инновационных проектов" с целью установления основных правил, регулирующих порядок проведения в городе Москве проекта "Открытая сцена".

2. Проект "Открытая сцена" проводится в целях создания условий для развития исполнительских искусств, расширения возможностей использования творческого потенциала, поддержки художественных инновационных проектов.

3. Проект "Открытая сцена" является частью (подпрограммой) Городской целевой комплексной программы "Культура Москвы (2005-2007 гг.)".

4. Участником проекта "Открытая сцена" является некоммерческая организация, которая выступает организатором творческо-производственного и эксплуатационного процесса с целью реализации театральных инновационных проектов и программ в сфере исполнительских искусств.

5. Участниками проекта "Открытая сцена" могут быть некоммерческие организации независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности и ведомственной принадлежности, обладающие необходимым потенциалом (набором качеств) для выполнения функций организатора творческо-производственного и эксплуатационного процесса в соответствии с Положением о свободных сценических площадках (приложение 1 к настоящему Положению).

6. Состав участников проекта "Открытая сцена" определяется Комитетом по культуре города Москвы из числа организаций, рекомендованных Экспертным советом по проведению проекта "Открытая сцена", утвержденным приказом Комитета.

7. Основной формой бюджетного финансирования участников проекта "Открытая сцена" является целевое финансирование государственного целевого творческого заказа (гранта).

Порядок проведения конкурса на получение

государственного целевого творческого заказа (гранта)

и работы Экспертного совета

8. Конкурс на получение государственного целевого творческого заказа (гранта) проводится среди театральных и музыкальных инновационных проектов и программ в области исполнительских искусств, заявки на которые представляются творческими коллективами или отдельными творческими деятелями в соответствии с Положением о государственном целевом творческом заказе (гранте) (приложение 2 к настоящему Положению).

9. В заявке на получение государственного целевого творческого заказа (гранта) должны быть представлены краткое описание инновационного художественного проекта или программы (экспериментальные театральные постановки, музыкальные программы и/или предоставление театральных, концертных и иных культурных услуг), его основная направленность и ожидаемые результаты, состав участников и их творческие характеристики, сценическая площадка, где будет осуществляться проект, сроки его реализации и смета расходов.

10. Для распределения бюджетных средств, предназначенных на выполнение государственного целевого творческого заказа (гранта), Комитетом по культуре города Москвы создается Экспертный совет, функциями которого являются экспертиза и конкурсный отбор инновационных художественных проектов и программ в области исполнительских искусств. Экспертный совет является общественным органом и формируется из театральных и музыкальных критиков, менеджеров, представителей научных институтов и учебных заведений, театральных журналистов, музыковедов, режиссеров, драматургов, композиторов, театральных художников и т.д. Экспертный совет осуществляет свою деятельность на основе Положения об Экспертном совете Комитета по культуре города Москвы, утверждаемого Комитетом по культуре города Москвы.

Бюджетное финансирование деятельности участников проекта "Открытая сцена"

11. Бюджетное финансирование участников проекта "Открытая сцена", организующих деятельность свободных сценических площадок, осуществляется на основе договоров на финансирование государственного целевого творческого заказа (гранта), заключаемых Комитетом по культуре

города Москвы отдельно с каждой организацией - участником проекта "Открытая сцена".

12. В договоре предусматриваются обязательства участника проекта "Открытая сцена" по реализации его функций, устанавливается комплекс мер, связанных с осуществлением инновационных художественных проектов (экспериментальных театральных постановок, музыкальных программ и т.п.), и объем производства культурных услуг (театральных, концертных и т.п.) исходя из программы деятельности участника проекта "Открытая сцена" на текущий год, сформированной по итогам проводимого Комитетом по культуре города Москвы конкурса государственных целевых творческих заказов (грантов). В этом же договоре предусматриваются обязательства Комитета по культуре города Москвы и фиксируется сумма финансирования деятельности участника проекта "Открытая сцена" из бюджета города Москвы, рассчитываемая на основе смет расходов по проектам, связанным с реализацией государственных целевых творческих заказов (грантов).

Хозяйственная деятельность участников проекта "Открытая сцена"

13. Участники проекта "Открытая сцена" обеспечивают полное возмещение всех расходов по своей деятельности за счет доходов от реализации культурных услуг, бюджетных ассигнований, связанных с выполнением государственных целевых творческих заказов (грантов), а также прочих доходов и привлеченных средств из внебюджетных источников.

14. Бюджетное финансирование государственных целевых творческих заказов (грантов) в объемах, устанавливаемых договорами участников проекта "Открытая сцена" с Комитетом по культуре города Москвы, осуществляется за счет и в пределах средств, ежегодно предусматриваемых в составе расходов Комитета по культуре города Москвы в городском бюджете 2005-2007 гг. по отрасли "Культура и искусство" на реализацию проекта "Открытая сцена" в рамках Городской целевой комплексной программы "Культура Москвы (2005-2007 гг.)".

Приложение 1
к Положению

ПОЛОЖЕНИЕ О СВОБОДНЫХ СЦЕНИЧЕСКИХ ПЛОЩАДКАХ

Общие положения

Свободная сценическая площадка - объект культуры городской инфраструктуры, используемый участниками проекта "Открытая сцена" для организации выпуска и проката театральных постановок, концертов и других творческих программ.

Свободная сценическая площадка должна соответствовать по своим техническим параметрам (свет, звук, оборудование сцены, сопутствующие помещения) стандартам театрального помещения и позволять проведение театрально-зрелищных мероприятий на соответствующем современным требованиям техническом уровне с предоставлением зрителям необходимого набора сопутствующих услуг.

Свободная сценическая площадка используется для проведения театрально-зрелищных мероприятий (спектаклей, концертов и других программ) некоммерческого характера, а также проведения репетиций творческих коллективов и выпуска новых постановок, программ, представлений.

Свободные сценические площадки могут использоваться участниками проекта "Открытая сцена" независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности таких площадок.

Свободные сценические площадки в зависимости от условий их использования могут быть постоянными и временными.

Постоянная свободная сценическая площадка предназначена для проведения театрально-зрелищных мероприятий, репетиций и выпуска новых постановок в течение всего календарного года.

Временная свободная сценическая площадка используется для проведения театрально-зрелищных мероприятий, репетиций и выпуска новых постановок ограниченное количество дней в году по согласованному и утвержденному в установленном порядке графику.

Организация театрального производства на свободных сценических площадках

Участники проекта "Открытая сцена" являются организаторами творческо-производственного и эксплуатационного процесса на свободных сценических площадках.

На основании заключенных договоров участники проекта "Открытая сцена" составляют графики использования предоставленных свободных сценических площадок для репетиций и показа спектаклей.

Выпуск новых постановок осуществляется участниками проекта "Открытая сцена" в соответствии с приказами Комитета по культуре города Москвы, изданными на основании решения Экспертного совета.

Финансирование новых постановок производится из средств, предусмотренных по проекту "Открытая сцена" на основании утвержденных постановочных смет, представленных участниками проекта "Открытая сцена" совместно с руководителем проекта.

Рабочее время свободных сценических площадок по утвержденному графику распределяется участниками проекта "Открытая сцена" между творческими коллективами для выпуска новых постановок, музыкальных программ и проката спектаклей по согласованию с руководителями проектов.

Участники проекта "Открытая сцена" осуществляют изготовление и/или приобретение декораций, костюмов, реквизита, производят расчеты с юридическими и физическими лицами на основании заключенных договоров, проводят рекламную кампанию и организуют зрительскую аудиторию, ведут бухгалтерский учет и билетное хозяйство, отчитываются за расходы бюджетных средств, выделенных по проекту "Открытая сцена" в установленном порядке.

Участники проекта "Открытая сцена" организуют репетиционный и эксплуатационный процессы силами штатных и привлеченных специалистов.

Спектакли, выпущенные участниками проекта "Открытая сцена", являются служебным произведением участников проекта "Открытая сцена".

В случае досрочного прекращения репетиций или эксплуатации театрального проекта заинтересованными сторонами вносятся изменения в рабочий график использования свободной сценической площадки.

Приложение 2
к Положению

ПОЛОЖЕНИЕ
О ГОСУДАРСТВЕННОМ ЦЕЛЕВОМ ТВОРЧЕСКОМ ЗАКАЗЕ (ГРАНТЕ)

Общие положения

1. Комитет по культуре города Москвы проводит конкурс на получение государственного целевого творческого заказа (гранта) среди инновационных проектов и программ в области исполнительских искусств (далее - конкурс) в 2005-2007 гг. по следующим видам проектов:

инновационные проекты (программы) - экспериментальные театральные постановки, музыкальные программы и/или предоставление театральных, концертных и иных культурных услуг;

- инновационные проекты по расширению зрительской аудитории Москвы, развитию эстетического вкуса.

2. На конкурс принимаются заявки, представленные творческими коллективами или отдельными творческими деятелями.

3. Комитет по культуре города Москвы объявляет в печати и других средствах массовой информации о времени проведения конкурса и его условиях.

4. На конкурс принимаются заявки для полного или долевого их финансирования.

Примечание. При направлении на конкурс проекта с долевым финансированием к сопроводительному письму и формам заявки должно быть приложено гарантийное письмо или иной документ за подписью руководителя организации, гарантирующий долевое участие в финансировании проекта (программы).

5. Экспертизу поданных на конкурс инновационных проектов и программ, а также принятие решений о распределении средств на обеспечение государственного целевого творческого заказа (гранта) осуществляет Экспертный совет Комитета по культуре города Москвы, действующий на основе Положения об Экспертном совете.

6. Денежные средства, выделяемые на финансирование проекта, направляются на соответствующий банковский или казначейский счет конкретного участника проекта "Открытая сцена" и расходуются им строго по целевому назначению.

Требования к заявкам

Заявка состоит из трех форм, в которых указываются следующие данные:

Форма 1. Данные о проекте.

1.1. Название проекта.

1.2. Вид проекта и сроки его реализации.

1.3. Краткая режиссерская экспликация (не более 2 стр.).

1.4. Название организации - участника проекта "Открытая сцена", выступающей в качестве организатора конкретного проекта.

1.5. Смета расходов и запрашиваемая сумма (в рублях).

1.6. Подтверждение долевого финансирования (гарантийное письмо).

1.7. Заверенная подпись руководителя проекта.

Форма 2. Данные о руководителе проекта и членах творческого коллектива.

2.1. Фамилия, имя, отчество (полностью).

2.2. Дата рождения (число, месяц, год).

2.3. Почетное звание с указанием года его присвоения.

2.4. Место работы, должность (с указанием почтового адреса).

2.5. Место жительства (с указанием почтового адреса).

2.6. Телефоны (служебный, домашний) и факс.

2.7. Электронный адрес.

2.8. Участие в проекте (руководитель проекта или член творческого коллектива).

2.9. Заверенная подпись руководителя проекта.

Форма 3. Данные об организации - участнике проекта "Открытая сцена", выступающей в качестве организатора проекта.

3.1. Полное наименование организации в соответствии с уставом.

3.2. Почтовый адрес с указанием индекса.

3.3. Банковские реквизиты.

3.4. Фамилия, имя, отчество (полностью) руководителя.

3.5. Телефон, факс руководителя.

3.6. Телефон, факс бухгалтерии.

3.7. Электронный адрес.

3.8. Подписи руководителя и главного бухгалтера организации.

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 7 августа 2007 г. N 679-ПП

О МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РАБОТЫ С ТВОРЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖЬЮ В ЦЕЛЯХ СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СТОЛИЧНОГО РЕПЕРТУАРНОГО ТЕАТРА

В целях совершенствования работы по созданию условий для деятельности творческой молодежи, развития театрального искусства столицы и дальнейшей реализации постановлений Правительства Москвы от 10 октября 2000 г. N 802 "О мерах по дальнейшей поддержке театрального искусства в Москве" и от 21 октября 2003 г. N 879-ПП "О ходе проведения эксперимента по созданию свободных сценических площадок и мерах по поддержке театральных инновационных проектов" Правительство Москвы постановляет:

1. Одобрить предложенную Департаментом культуры города Москвы Концепцию создания наиболее благоприятных условий для поддержки талантливой творческой молодежи и кадрового укрепления репертуарных театров города Москвы (приложение).

2. С целью обеспечения притока в театр молодых актерских и режиссерских кадров осуществить в порядке эксперимента сроком на три года со второго полугодия 2007 г. по 30 июня 2010 г. создание молодежных студий на базе Государственного учреждения культуры города Москвы "Московский театр "Мастерская П.Н. Фоменко" и Государственного учреждения культуры города Москвы "Московский драматический театр имени А.С. Пушкина".

3. Поддержать предложение Департамента культуры города Москвы о создании курса актеров и режиссеров театра кукол в качестве целевого государственного заказа Правительства Москвы для кадрового обеспечения московских театров молодыми специалистами в период с 2008 по 2012 гг.

4. Департаменту культуры города Москвы:

4.1. При формировании проекта бюджета на 2008 год и последующие годы в составе расходов по отрасли "Культура, кинематография и средства массовой коммуникации" в рамках проекта "Открытая сцена" предусматривать средства на финансирование молодежных студий, создаваемых на базе Государственного учреждения культуры города Москвы "Московский театр "Мастерская П.Н. Фоменко" и Государственного учреждения культуры города Москвы "Московский драматический театр имени А.С. Пушкина".

4.2. При формировании проекта бюджета на 2008 год и последующие годы предусматривать финансирование обучения молодежи на целевом

государственном курсе актеров и режиссеров театра кукол для кадрового обеспечения московских театров.

4.3. По итогам эксперимента (п. 2) по созданию молодежных студий внести в Правительство Москвы предложения по дальнейшему совершенствованию работы с творческой молодежью и созданию условий для их полноценной профессиональной деятельности в московских театрах, обратив особое внимание на возможность создания молодежных театральных студий на базе театров кукол и музыкальных театров города.

4.4. Продолжить практику освоения высвобождающихся или неэффективно используемых театральных помещений, а также более широкого использования площадок домов культуры и клубов в целях дальнейшего развития проекта "Открытая сцена" и расширения театрального пространства для осуществления инновационных проектов.

4.5. До 1 октября 2007 г. обратиться в Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации с предложением по изменению Трудового кодекса Российской Федерации в части переноса трудовых правоотношений между работодателем и творческими работниками в группу правоотношений заключения обязательных срочных трудовых договоров.

4.6. По итогам работы с творческой молодежью в 2007 г. и с учетом Концепции (п. 1) до 1 февраля 2008 г. разработать план основных мероприятий по оказанию содействия творческой молодежи в театрах системы Департамента культуры города Москвы и представить на утверждение руководителю Комплекса социальной сферы города Москвы.

5. Пресс-службе Мэра и Правительства Москвы оказывать содействие в освещении наиболее крупных творческих акций с участием творческой молодежи Москвы.

6. Комитету рекламы, информации и оформления города Москвы оказать содействие в размещении на объектах наружной рекламы информационных материалов о мероприятиях, проводимых в поддержку творческой молодежи, по заявке организаторов в соответствии с действующими нормативными документами Правительства Москвы.

7. Комитету по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы оказывать содействие в показе на московских теле- и радиоканалах наиболее крупных мероприятий в поддержку творческой молодежи города.

8. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И.

О ходе выполнения постановления доложить Мэру Москвы в январе 2008 г.

Мэр Москвы
Ю.М. Лужков

Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 7 августа 2007 г. N 679-ПП

КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ НАИБОЛЕЕ БЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ ТАЛАНТЛИВОЙ ТВОРЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ И КАДРОВОГО УКРЕПЛЕНИЯ РЕПЕРТУАРНЫХ ТЕАТРОВ ГОРОДА МОСКВЫ

Цели и задачи Концепции

Концепция создания наиболее благоприятных условий для поддержки талантливой творческой молодежи и кадрового укрепления репертуарных театров города Москвы (далее - Концепция) разработана на основе научного анализа, сделанного по итогам социологических исследований кадровой ситуации, сложившейся в столичных театрах, и обобщения опыта работы Департамента культуры города Москвы (далее - Департамент культуры) по оказанию поддержки творческой молодежи.

Цель Концепции - обозначить исходя из первоочередных задач Правительства Москвы в области культуры основные направления государственной поддержки творческой молодежи столичного репертуарного театра на ближайший период. Для обеспечения притока творческой молодежи в столичные репертуарные театры и введения в практику новых форм театрального дела, направленных на поддержку творческой молодежи, Концепцией предусматривается решение следующих задач:

- дальнейшее расширение работы Департамента культуры в тесном взаимодействии с театральной общественностью города, с Советом молодых специалистов по театрально-концертной деятельности при Департаменте культуры по организационной и финансовой поддержке творчества молодых в отечественном репертуарном театре, являющемся подлинным национальным достоянием отечественной культуры;

- поиск экспериментальных путей обеспечения притока молодых кадров (режиссеров, актеров, драматургов, композиторов и музыкантов-исполнителей) в репертуарные театры Москвы;

- освоение новых форм театрального дела, направленного на осуществление проектов молодых театральных деятелей (многопрофильная адресная поддержка молодых творческих кадров), в том числе формирование условий для реализации творческого потенциала молодых театральных критиков и театроведов, способствующих своим творчеством развитию

лучших традиций отечественного театрального и музыкального искусства, русской театральной и музыкальной критики.

Для определения дальнейших путей работы с творческой молодежью, ближайших и долгосрочных перспектив этой деятельности в 2006 году Департаментом культуры было инициировано проведение ряда социологических исследований Высшей школой деятелей сценического искусства при РАТИ (ГИТИС) и Государственным научно-исследовательским учреждением "Московский институт социально-культурных программ" по теме "Приоритетные направления развития творческого потенциала театров и воспитания специалистов в области театрального искусства".

Итогами исследования стали:

- оценка кадровой ситуации, сложившейся в репертуарных театрах Москвы;

- определение форм и путей государственного стимулирования творчества молодых театральных деятелей в целях развития репертуарного театра.

С целью сохранения преемственности лучших традиций отечественного театра Концепция предполагает совершенствование деятельности Департамента культуры по поддержке, адаптации, продвижению на профессиональную сцену нынешнего и последующих поколений творческой молодежи по следующим основным направлениям:

- оказание адресной организационной и финансовой поддержки творческой молодежи в области театрального и музыкального искусства;

- расширение свободного сценического пространства (создание площадок) для осуществления и проката молодежных проектов;

- организация дискуссионных клубов, семинаров, "круглых столов" с целью привлечения широкой театральной общественности к творчеству молодых;

- создание экспериментальных молодежных театральных студий;

- осуществление государственного заказа на подготовку целевых актерско-режиссерских курсов дефицитных театральных профессий на базе государственных театральных вузов столицы;

- популяризация спектаклей лучших молодых творческих коллективов через их участие в наиболее значимых всероссийских, международных и московских театральных и музыкальных фестивалях.

Переход к новым формам организации культурной жизни города возможен при условии, что он будет системно реализован государственными органами власти в тесном контакте с художественной общественностью страны, деятелями культуры и искусства.

Накопленный опыт и первоочередные задачи

Благодаря реализуемой в последние годы политике Правительства Москвы по поддержке театрального и музыкального искусства Департаментом культуры была осуществлена значительная работа по активной интеграции сценической молодежи в театральный процесс. Анализ принятых результативных практических мер позволяет сформулировать задачи по поддержке творческой молодежи по следующим основным направлениям.

I. Проект "Открытая сцена"

Осуществление на постоянной основе проводимого с 2001 г. в качестве эксперимента проекта "Открытая сцена", созданного по инициативе Департамента культуры и поддержанного Правительством Москвы и широкой театральной общественностью столицы, по системному пополнению кадрового резерва режиссерского корпуса столичных театров и поддержке молодых драматургов.

Претворение в жизнь проекта "Открытая сцена" позволило ввести в практику столичных репертуарных театров в дополнение к их текущему репертуару, создание спектаклей молодыми режиссерами, постановку на столичной сцене произведений молодых драматургов. Всего в рамках проекта "Открытая сцена" начиная с 2001 г. более 50 молодых театральных режиссеров осуществили на профессиональной московской сцене около 200 новых постановок, многие из которых вызвали большой интерес в профессиональной среде, стали предметом повышенного внимания театральной публики. Опыт показал, что в процессе реализации проекта "Открытая сцена" Департаментом культуры были введены в практику новые формы театрального дела:

- разработан механизм реализации на конкурсной основе адресного государственного финансирования авторских молодежных театральных и музыкальных проектов;

найдены возможности обеспечения стабильного притока в репертуарные театры Москвы и профессионального становления молодых режиссерских кадров из числа наиболее талантливых выпускников театральных вузов столицы;

- осуществлены шаги по более активному освоению отечественным репертуарным театром произведений современной драматургии, благодаря чему преодолен возникший на рубеже веков кризис в развитии отечественной драматургии.

Развитием проекта "Открытая сцена" должно стать возможное увеличение проката спектаклей, созданных в его рамках независимыми театральными труппами, а также осуществление специальных издательских

программ с целью продвижения лучших произведений молодой драматургии на профессиональную сцену.

В рамках "Открытой сцены" целесообразно также расширение творческого взаимодействия Департамента культуры с высшими театральными учебными заведениями столицы по целевой подготовке кадров дефицитных театральных профессий, по привлечению наиболее талантливых выпускников столичных театральных вузов к созданию конечного репертуарного продукта.

II. Фестивали, смотры, конкурсы

Оказание финансовой и организационной поддержки при проведении международных, всероссийских и московских театральных и музыкальных фестивалей, смотров, конкурсов, направленных на продвижение творчества молодых. В последние годы Департамент культуры оказывал особую поддержку двум крупнейшим театральным фестивалям: Всероссийскому театральному фестивалю "Золотая маска" и Международному театральному фестивалю им. А.П. Чехова, поскольку участие в них дает молодым деятелям театрального искусства общественное признание, открывает широкие творческие перспективы, а знакомство с высшими достижениями мирового театрального искусства способствует расширению их творческого кругозора.

В фестивале "Золотая маска" за последние три года в различных номинациях было представлено семь молодежных и инновационных спектаклей, получивших гранты в рамках проекта "Открытая сцена".

Одновременно в рамках фестиваля "Золотая маска" осуществляется проведение всевозможных акций, направленных на обмен опытом, презентацию молодежных проектов широкому кругу российских и зарубежных театров. В том числе Департаментом культуры оказывается содействие при проведении такой акции, как театральный рынок "PROTeaтp", на котором осуществляется презентация молодежных театральных проектов.

Способствует творческому росту и интеграция театральной молодежи в мировую театральную инфраструктуру, инициированная Департаментом культуры при проведении Международного театрального фестиваля им. А.П. Чехова. При поддержке города этот крупнейший международный фестиваль предоставляет театральной публике возможность знакомства с наиболее интересными молодежными театральными проектами.

В развитие этого направления Департамент культуры стал инициатором проведения в Москве наряду с крупными всероссийскими и международными фестивалями специальных смотров, отражающих творчество молодых деятелей театрального и музыкального искусства.

В последнее время наметилась динамика в развитии этого направления. В первые годы реализации проекта "Открытая сцена" только два фестиваля отражали творчество молодых: "Открытая сцена" - фестиваль театральных и

музыкальных постановок молодых режиссеров, получивших на конкурсной основе гранты Департамента культуры (проводимый совместно с Театральным центром "На Страстном") и Международный фестиваль современной музыки "Московская осень" (проводимый совместно с Союзом московских композиторов).

В настоящее время благодаря целенаправленным усилиям Департамента культуры и в тесном взаимодействии с творческими союзами, театральными и музыкальными организациями в столице ежегодно проводятся новые фестивали, конкурсы и смотры творческой молодежи по самым разным видам и жанрам театрального и музыкального искусства:

- "Твой шанс" - фестиваль дипломных спектаклей выпускников государственных театральных вузов города Москвы - совместно с Театральным центром "На Страстном";

- "Московский фестиваль-конкурс "Арфовое искусство России" - совместно с Русским арфовым обществом;

- "Московский конкурс хоровых дирижеров" - совместно с Академией хорового искусства;

- "От М. Глинки до Г. Свиридова" - ежегодные циклы концертов молодых артистов-вокалистов - совместно с Благотворительным фондом И. Архиповой;

- "Программа продвижения молодых исполнителей" - совместно с Московской государственной академической филармонией;

- "Молодые композиторы и музыканты Москвы - любимой столице" -ежегодный цикл симфонических концертов - совместно с симфоническим оркестром Москвы "Русская филармония";

- "Музыка детских сердец" - ежегодный цикл симфонических концертов, адресованных детской аудитории, - совместно с Юношеским симфоническим оркестром России;

"Приношение Борису Чайковскому" - фестиваль молодых исполнителей и композиторов - совместно с Российской академией музыки им. Гнесиных;

- цикл хоровых концертов из произведений композиторов московской композиторской школы - совместно с Музыкальной академией им. А. Шнитке и ряд других.

Немаловажно, что многие участники, номинанты и лауреаты фестивалей являются одновременно и участниками проекта "Открытая сцена". И на фестивалях, смотрах, конкурсах все больше появляется театральной продукции, созданной молодежными творческими группами под эгидой Департамента культуры в рамках проекта "Открытая сцена". Активизируется профессиональная деятельность творческой молодежи, включающейся в производственный и художественный процесс столичных репертуарных театров.

III. Московский театральный фестиваль

Новым направлением в столичном театральном фестивальном движении стало возобновление по инициативе Департамента культуры с 2006 г. ежегодного театрально-музыкального фестиваля государственных театров Москвы "Московский театральный фестиваль" (ранее - "Театральная весна"), который не проводился с начала 90-х годов. Он возрожден в ответ на возникшую потребность в проведении на совершенно новом организационном и содержательном уровне исключительно московского творческого смотра, на котором можно было бы проанализировать итоги сезона всех столичных театров.

Однако если ранее целью этого фестиваля было ознакомление публики с лучшими премьерами московских театров, то сегодня он возрожден в совершенно новом качестве. Одной из ключевых его задач стало представление широкой театральной публике лучших работ творческой молодежи.

По предложению Департамента культуры одной из новых номинаций фестиваля явилось награждение "За лучший режиссерский дебют". В рамках фестиваля были запланированы "круглые столы", молодежные дискуссионные клубы, пресс-конференции, зрительские конференции.

В ближайшее время Департаменту культуры целесообразно ввести для участников данного фестиваля новые номинации для творческой молодежи различных театральных профессий, создать условия для увеличения количества премьерных работ молодых.

В целом же Департаменту культуры целесообразно при проведении такого рода мероприятий наряду с поддержкой международных и всероссийских фестивалей, проводимых различными организациями, особое внимание оказывать городским фестивалям.

IV. Свободные площадки

За последние несколько лет в Москве по инициативе Департамента культуры создана стройная система поддержки театральных организаций, работающих по принципу свободных сценических площадок. Фактически родилась совершенно новая форма театральной организации.

В таком формате с 2003 г. Департаментом культуры были учреждены следующие театральные организации:

- ГУК "Центр драматургии и режиссуры п/р А. Казанцева и М. Рощина";

- ГУК "Театральный центр "Практика";

- ГУК "Дирекция "Открытая сцена".

Эта новая форма организации государственного учреждения культуры позволяет при сохранении принципов репертуарного театра приглашать для работы в каждой конкретной постановке новый актерский ансамбль,

состоящий из актеров-единомышленников, работающих в общем художественном направлении.

Важно, что эти театральные образования по своей организации принципиально отличаются от коммерческой антрепризы, поскольку сочетают лучшие традиции репертуарного театра с экспериментальной работой свободных молодежных творческих объединений.

В этих театрах выстраивается целостная программа поддержки творческой молодежи, отрабатываются механизмы ее дальнейшего продвижения.

В развитие данного направления предусматривается продолжить практику расширения театрального пространства для осуществления инновационных, прежде всего молодежных, проектов за счет высвобождающихся или неэффективно используемых театральных площадок.

В ближайшее время Департаментом культуры будут созданы следующие свободные площадки:

- "Театр на Беговой" - путем перепрофилирования ГУК "Театральный центр "Вернисаж" с начала сезона 2007-2008 гг. в свободную сценическую площадку, работающую в рамках проекта "Открытая сцена";

- "Щукинская сцена" - в здании, расположенном на территории сада Эрмитаж.

В перспективе при формировании программы развития города Москвы до 2020 г. предусмотрено также создание сети свободных трансформируемых театрально-концертных площадок во всех округах города Москвы.

V. Эксперимент по поддержке нового студийного движения

Социологические исследования, проведенные по заказу Департамента культуры Московским институтом социально-культурных программ, показали, что на протяжении последних 15 лет произошло заметное старение театральных трупп государственных драматических театров. В настоящее время они укомплектованы исполнителями до 35 лет в процентном отношении только от 15 до 25%, ежегодный приток молодых актеров в каждый московский театр в лучшем случае составляет в среднем 1-2 человека.

При этом отмечено, что слабый приток молодежи объясняется тем, что действующее в настоящее время законодательство и экономическая ситуация в стране не позволяют ввести в государственных театрах контрактную систему.

Учитывая сложившуюся ситуацию, необходимо внедрение иных механизмов интеграции молодежи в репертуарный театр. В этой связи плодотворным представляется обращение к опыту отечественного театра, одним из наиболее перспективных направлений которого со времен К.С.

Станиславского было создание молодежных театральных студий. Исторический опыт показал, что уже через десять лет после открытия Московского художественного театра К.С. Станиславский приступил к созданию студий для проведения в них экспериментальной работы, поиска новых средств выразительности, обновления актерского состава.

В целях отработки механизмов омоложения кадрового состава репертуарных театров целесообразно поддержать предложение Департамента культуры об организации и финансировании в порядке эксперимента сроком на 3 года начиная с 2007 г. молодежных студий на базе ГУК г. Москвы "Мастерская П. Фоменко" и "Московский драматический театр им. А.С. Пушкина". В создании молодежных студий при этих двух московских театрах на данном этапе решающую роль должны сыграть их художественные руководители П.Н. Фоменко и Р.Е. Козак, имеющие огромный педагогический опыт и являющиеся руководителями курсов государственных театральных вузов столицы.

Немаловажно, что этот путь имеет принципиальное отличие от московского студийного движения второй половины XX века. В этот период студии являлись своеобразным полигоном для создания в дальнейшем на их базе самостоятельных репертуарных театров ("Современник", "Таганка", "Новый драматический", "Мастерская П. Фоменко" и многие другие).

Задача данного эксперимента состоит в том, чтобы пополнить труппы репертуарных театров творческой молодежью без создания новых государственных учреждений культуры.

VI. Подготовка актеров и режиссеров кукольных театров

Как показали исследования, наиболее сложная ситуация в настоящее время сложилась в Москве с подготовкой актеров и режиссеров кукольных театров, работающих с детской аудиторией. На протяжении нескольких десятилетий вузы Москвы не выпускали специалистов данного профиля, что привело к старению, а по ряду показателей, по мнению специалистов, критиков и теоретиков театра, к творческому застою в труппах московских театров кукол.

В связи с чем назрела острая необходимость воспитания актерских и режиссерских кадров для кукольных театров города.

В целях укрепления кадрового состава московских театров кукол целесообразно поддержать инициативу Департамента культуры об организации в первоочередном порядке набора на период с 2008 по 2012 год на базе одного из московских государственных театральных вузов целевого курса актеров, режиссеров и сценографов театра кукол.

По мнению экспертов и специалистов, а также практиков театра это позволит в ближайшие годы значительно обновить творческие составы столичных кукольных театров, повлиять на обновление репертуара, адресованного детскому зрителю. Это даст реальные возможности для

расширения творческих новаций и синтетического развития самых разных жанров кукольных театров (марионеток, тростевых, верховых-перчаточных, ростовых, паркетных, теневых и других).

VII. Работа с молодыми драматургами

Подлинное развитие отечественного репертуарного театра не может происходить без притока молодой драматургии, затрагивающей наиболее острые проблемы жизни современного общества, позволяющей театру во все времена быть сопричастным духовному развитию общества.

В последние годы Департаментом культуры освоены новые формы поддержки молодой драматургии, обеспечения ее творческого взаимодействия со столичными театрами.

Благодаря реализации проекта "Открытая сцена" с 2001 г. на московской сцене было поставлено заметное количество пьес молодых драматургов.

Департаментом культуры осуществляется ежегодная финансовая поддержка издания пьес современных молодых авторов на страницах журнала "Современная драматургия". Произведения более тридцати молодых авторов были опубликованы благодаря открытым конкурсам по созданию драматургических произведений патриотической направленности для детей, подростков и юношества "Долг. Честь. Достоинство" и "Мы - дети твои, Россия", ежегодно проводимым Департаментом культуры совместно с Благотворительным Фондом поддержки современной драматургии. Современная драматургия находит постоянную поддержку Департамента культуры в его совместных проектах со Всероссийским драматургическим конкурсом "Действующие лица", ГУК "Центр драматургии и режиссуры" и рядом других организаций. Благодаря этой работе появились молодые драматические писатели, ставшие широко известными театрам и зрителям. За несколько последних столичных сезонов в репертуарной афише утвердились имена А. Железцова, В. Коркия, Ю. Клавдиева, М. Курочкина, А. Попова, С. Решетникова, Е. Садур, В. Сорокина, В. Сигарева, К. Степанычевой, Л. Черняускайте, О. Шишкина, А. Шипенко и ряда других.

Накопленный Департаментом культуры опыт работы с молодыми авторами показывает, что первоочередными задачами по поддержке молодой современной драматургии должны стать:

- включение номинаций молодых современных драматургов в проводимые Департаментом культуры совместно с творческими организациями фестивали, смотры, конкурсы;

- организация и проведение совместно со всеми заинтересованными творческими организациями, театрами и литературными кругами конференций и семинаров, на которых отрабатывается профессионализм драматических писателей и реализуется связь драматургии с театральной практикой;

- поддержка изданий сборников пьес современных драматургов, информирование театральной общественности о наиболее значительных достижениях драматургии с помощью современных электронных средств и публикаций на страницах профессиональных театральных журналов.

VIII. Работа с молодыми театральными критиками

В последние годы отмечается устойчивая тенденция к снижению профессионального уровня молодой театральной и музыкальной критики, особенно сильно проявившаяся в последнее десятилетие, а также превалирование в периодических изданиях критических статей заказного характера.

Изучение проблемы показывает, что в целях обеспечения объективности и подлинного профессионализма отечественной художественной критики в дальнейшем необходимо оказание систематической государственной поддержки периодическим профильным искусствоведческим журналам, посвященным различным видам искусств. Осуществление в рамках проекта "Открытая сцена" специальных издательских проектов. Целенаправленная государственная поддержка искусствоведческой периодики позволит художественной критике способствовать развитию искусств, оставаясь объективной, неангажированной, независимой от частного заказчика.

На смену высокопрофессиональному театроведческому и музыковедческому анализу, содействующему позитивному развитию отечественного искусства, все чаще приходит так называемая "бульварная" критика. Зачастую ее представители откровенно дистанцируются от современного репертуарного театра, намеренно снижают художественные требования к вновь создаваемым сценическим произведениям, активно поощряют отсутствие нравственных критериев в сценических произведениях, адресованных молодежной аудитории, противопоставляют критику и сцену.

В связи с этим Департаментом культуры за последние годы были предприняты конкретные меры, направленные на общее повышение профессионального уровня публикаций, поощрение молодых критиков и теоретиков театра, стремящихся развивать лучшие традиции отечественной театральной критики.

Эта политика осуществляется путем поддержки Департаментом культуры специализированных театральных изданий: журналов "Современная драматургия", "Театральная жизнь", "Балет", "Планета Красота", искусствоведческих журналов, адресованных детской читательской аудитории: "Мир детского театра" и "Антре" (приложение к журналу "Балет"),

В последнее время на страницах этих изданий появились обширные и серьезные обзоры и отдельные статьи по проблемам современного репертуарного драматического и музыкального театров, готовятся

специальные выпуски номеров журналов, посвященные подробному и доброжелательному анализу работы столичных театров, театральному процессу в целом.

К работе в экспертных советах наряду с маститыми специалистами в области театрального и музыкального искусства Департаментом культуры все шире привлекаются молодые театроведы и музыкальные критики.

На основе накопленного Департаментом культуры опыта взаимодействия в области искусствознания с исследовательскими, образовательными учреждениями, театрами и творческими союзами Департаменту культуры целесообразно в первоочередном порядке сосредоточиться на следующих направлениях работы с молодой критикой:

- расширить работу с критиками в рамках фестивалей, смотров, конкурсов, создавая специальные номинации для молодежи критического цеха; шире привлекать молодых специалистов к работе комиссий, жюри и экспертных советов фестивалей, конкурсов и смотров;

- совместно с творческими союзами и театральными вузами расширить практику проведения обсуждения спектаклей, итогов работы театров, привлекать молодых критиков к участию в семинарах совместно с практиками театра, "круглых столах" и зрительских конференциях.

Перспективные направления совершенствования работы с творческой молодежью Москвы

Анализ проделанной за последние годы работы Департамента культуры по поддержке творческой молодежи позволяет наметить следующие приоритетные направления кадровой политики в отношении творческой молодежи:

- по итогам эксперимента по созданию молодежных студий определить дальнейшие пути и методы обновления творческих коллективов репертуарных театров в соответствии с принимаемыми на федеральном уровне мерами по реформированию бюджетной сферы;

- продолжить практику осуществления целевого государственного заказа на подготовку необходимых актерских или режиссерских кадров, а также специалистов других театральных профессий на базе государственных вузов столицы;

- формировать особо благоприятные условия кадровой и материальной поддержки творческой молодежи в детских репертуарных театрах;

создавать необходимые условия для дальнейшего развития современной драматургии, в том числе продолжить осуществление государственного заказа на создание пьес, продвижения на сцены московских театров произведений молодых авторов;

- шире использовать различные формы работы по стимулированию профессиональной деятельности творческой молодежи. Осуществлять финансирование организаций и проведение совместно с творческими

союзами и московскими театрами семинаров, мастер-классов, зрительских конференций, "круглых столов";

- содействовать публикациям произведений молодых драматургов, театральных и музыкальных критиков совместно с редакциями профильных периодических изданий;

- рекомендовать телевизионным каналам предусмотреть показ наиболее крупных мероприятий в поддержку творческой молодежи города, а также создание цикла передач, посвященных знакомству молодежной и юношеской аудитории телезрителей с творчеством молодых; средствам массовой информации уделять внимание освещению наиболее значимых творческих акций в поддержку и с участием творческой молодежи Москвы.

Механизмы реализации Концепции

Исходя из основных целей и задач Концепции формируются механизмы ее реализации.

Механизмы реализации Концепции предполагают:

- целостный, системный подход к осуществлению мероприятий;

- координацию данной Концепции с действующими комплексными городскими целевыми программами;

- усиление координации взаимодействия с Союзом театральных деятелей Российской Федерации, другими заинтересованными организациями по реализации программ поддержки творческой молодежи;

- координацию деятельности с федеральными органами государственной власти для формирования комплексного подхода в реализации настоящей Концепции.

Ресурсное обеспечение Концепции

1. Средства бюджета, направляемые на финансирование запланированных мероприятий по поддержке творческой молодежи.

2. Целевые бюджетные средства, выделяемые Департаменту культуры на реализацию государственного заказа на конкурсной основе.

3. Внебюджетные средства, предоставляемые благотворительными фондами, общественными организациями и спонсорами.

Ожидаемые результаты

Реализация данной Концепции будет способствовать:

- созданию условий для дальнейшего профессионального и творческого роста молодых артистов, режиссеров, драматургов и критиков;

- воспитанию нового поколения творческой смены для сохранения и развития репертуарного театра;

- появлению новых талантливых имен в режиссуре, драматургии, актерском, композиторском, музыкально-исполнительском и критическом цехах;

обновлению репертуарного театра, расширению театрального предложения в Москве и привлечению молодежной аудитории в репертуарный театр;

- увеличению социального эффекта государственных вложений в сферу театрального искусства;

- укреплению кадрового состава и развитию творческого потенциала московских репертуарных театров за счет талантливой молодежи;

- усилению социальной защищенности творческой молодежи театров.

Нормативно-правовые основания разработки Концепции

- Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 г. N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре";

- постановление Правительства Российской Федерации от 25 марта 1999 г. N 329 "О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации";

- постановление Правительства Москвы от 10 октября 2000 г. N 802 "О мерах по дальнейшей поддержке театрального искусства в Москве";

- постановление Правительства Москвы от 20 марта 2001 г. N 261-ПП "О проведении эксперимента по созданию свободных сценических площадок и мерах по поддержке театральных и инновационных проектов";

- постановление Правительства Москвы от 18 декабря 2001 г. N 1124-ПП "О порядке проведения эксперимента по созданию свободных сценических площадок";

- постановление Правительства Москвы от 21 октября 2003 г. N 879-ПП "О ходе проведения эксперимента по созданию свободных сценических площадок и мерах по поддержке театральных инновационных проектов";

- постановление Правительства Москвы от 17 мая 2005 г. N 337-ПП "О порядке реализации проекта "Открытая сцена".

вернуться к списку документов