Информация о письменных и устных обращениях граждан, поступивших в Министерство культуры Российской Федерации в III квартале 2018 года
В период с 1 июля по 30 сентября 2018 года в Минкультуры России поступило 2473 обращения граждан, в содержании которых указано 2989 вопросов. На контроль поставлено 2210 документов. По вопросам,не относящимся к компетенции Министерства, обращения граждан направлены по принадлежности для исполнения в другие федеральные органы исполнительной власти, государственные учреждения и ведомства, о чём заявители уведомлены в соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Помимо письменных обращений за текущий период в Общественную приёмную Минкультуры России обратилось 70 граждан. В основном их волновали вопросы поддержки различных конкурсов и фестивалей, организации детского отдыха и детских экскурсий, реорганизации учреждений культуры, трудоустройства, подтверждения награждения ведомственными наградами и получения архивных справок для подтверждения трудового стажа. Всем обратившимся гражданам даны необходимые рекомендации и разъяснения.
Источники поступлений обращений граждан |
Количество |
«Интернет-обращения», поступившие посредством специальной формы на официальном сайте Минкультуры России mkrf.ru |
1172 |
Письменные обращения, направленные Почтой России |
462 |
Обращения, направленные из Администрации Президента РФ |
465 |
Обращения, направленные из Аппарата Правительства РФ |
155 |
Письменные обращения граждан, поданные на личном приёме в Общественной приёмной Министерства |
43 |
ВСЕГО поступивших обращений граждан |
2473 |
Рассмотрение обращений граждан в Министерстве осуществляется всеми структурными подразделениями, что позволяет осуществлять направление ответов заявителям на все поставленные в обращениях вопросы.
В большинстве письменных обращений граждан поднимались вопросы в области охраны культурного наследия, поддержки искусства и народного творчества, а также работы музеев. Ниже представлены наиболее часто встречающиеся в обращениях темы.
Реализация гражданами археологических находок в ходе земляных строительных, мелиоративных и хозяйственных работ.
Согласно п. 3 ст. 49 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон) объекты археологического наследия, а также все археологические предметы, залегающие на поверхности земли, в земле или под водой, находятся в государственной собственности.
Извлечение артефактов вне границ археологических, а также иных памятников истории и культуры согласно Закону осуществляется при наличии разрешения (открытого листа).
Разрешение (открытый лист) – документ, выдаваемый сроком не более чем на один год федеральным органом охраны объектов культурного наследия на основании заключения Российской академии наук и подтверждающий право на проведение одного из видов археологических полевых работ, выдается физическим лицам – гражданам Российской Федерации, обладающим научными и практическими познаниями, необходимыми для проведения археологических полевых работ и подготовки научного отчета о выполненных археологических полевых работах, и состоящим в трудовых отношениях с юридическими лицами, уставными целями деятельности которых являются проведение археологических полевых работ, научные исследования, выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций, подготовка кадров высшей квалификации по соответствующей специальности.
Нарушение требований Федерального закона ведет к административной и уголовной ответственности. За проведение работ по изъятию археологических предметов без разрешения (открытого листа) Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ предусмотрена ответственность согласно части 1 статьи 7.15. В случае если подобные действия приведут к повреждению или уничтожению культурного слоя ответственность наступает в соответствии с частью 1 статьи 243.2 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ. При этом необходимо учитывать, что за использование специальных технических средств поиска указанные статьи предусматривают более суровое наказание.
Поиск археологических предметов людьми, не имеющими необходимых навыков в методике изъятия археологических предметов при проведении археологических полевых работ, ведет к уничтожению объектов археологического наследия и препятствует выявлению новых объектов археологического наследия. В результате подобных действий утрачивается взаимосвязь археологических предметов с местом их обнаружения, а сами культурные напластования, в которых эти предметы залегают, уничтожаются, что ведет к потере источников ценной научной информации о прошлых эпохах и препятствует доступу к объектам археологического наследия будущим поколениям.
Повышение доступности культурных ценностей и благ для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В рамках реализации данного направления деятельности Министерством сформирована нормативная правовая база по вопросам обеспечения доступности культурных благ для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – лиц с ОВЗ).
На базе подведомственного Минкультуры России образовательного учреждения высшего образования – Российской государственной специализированной академии искусств – создан Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ. Целью деятельности данного центра является повышение доступности и качества образования в области искусств для лиц с инвалидностью и ОВЗ.
Минкультуры России на системной основе обеспечивает координацию организаций отрасли культуры, в том числе оказывает методическую и информационную поддержку в проведении творческих инклюзивных проектов. Большое внимание уделяется обеспечению информационной доступности творческих мероприятий. В частности, разработанная Минкультуры России автоматизированная информационная система «Единое информационное пространство в сфере культуры», позволяет в любое время получить информацию об инклюзивных мероприятиях, проводимых учреждениями культуры в масштабе всей страны. Информация о доступных мероприятиях размещена на портале «Культура.РФ» в разделе «Афиша».
Ужесточение ответственности за жестокое обращение с животными, участвующими в культурно-зрелищных мероприятиях.
Минкультуры России разделяет обеспокоенность граждан в отношении необходимости соблюдения гуманного обращения с животными и установления строгой ответственности должностных лиц и граждан за жестокое обращение с животным и нарушение установленных норм и требований их содержания в условиях неволи. В части своей компетенции Министерство внесло в Государственную Думу Российской Федерации поправки в проект федерального закона № 458458-5 «Об ответственном обращении с животными», предусматривающие отдельную статью, посвященную ответственному использованию животных в культурно-зрелищных целях.
Так в соответствии со статьей 3 Законопроекта дано понятие «использование животных в культурно-зрелищных целях» – использование животных при осуществлении деятельности в области культуры, отдыха и развлечений, в том числе в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах, на выставках животных, в спортивных соревнованиях, в процессе производства рекламы, при создании произведений кинематографии, для производства фото- и видеопродукции, на телевидении, в просветительской деятельности, в целях демонстрации, в том числе в местах предоставления услуг розничной торговли, общественного питания.
В соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах будет подлежать лицензированию.
На сегодняшний день сложно представить российский цирк без животных и дрессировщиков. Однако дрессура относится к жанрам циркового искусства, заключающемся в умении установить с животным доверительный контакт, не причиняя им вреда, содержание животных осуществляется строго в соответствии с ветеринарно-санитарными нормами, а полноценное питание обеспечивается согласно установленным рационам кормления. Дрессировщики прилагают максимум усилий для создания возможно комфортного содержания и использования животных в цирке. Нередки случаи искренней привязанности животного к человеку.
Является ли электронный билет в музей бланком строгой отчётности?
В деятельности подведомственных Минкультуры России музеев предусмотрено использование электронных билетов, являющихся бланками строгой отчетности, формируемыми автоматизированной системой продажи билетов.
Письмом Минкультуры России от 15.07.2009 № 29-01-39/04 «Методические указания о порядке применения, учета, хранения и уничтожения бланков строгой отчетности организациями и учреждениями, находящимися в ведении Министерства культуры Российской Федерации» (далее – Методические указания) бланк документа изготавливается типографским способом или формируется с использованием автоматизированных систем.
При формировании бланков документов посредством использования автоматизированной системы для одновременного заполнения бланка документа и выпуска документа должно обеспечиваться выполнение следующих требований:
1. автоматизированная система должна иметь защиту от несанкционированного доступа, идентифицировать, фиксировать и сохранять все операции с бланком документа в течение не менее 5 лет;
2. при заполнении бланка документа и выпуске документа автоматизированной системой сохраняются уникальный номер и серия его бланка.
Таким образом, билет в музей, приобретенный с помощью современных электронных билетных систем, является бланком строгой отчетности учреждения культуры музейного типа Минкультуры России и не нуждается в дублировании на бланке, изготовленном типографским способом, при условии, что реализация билетов в музее организована в соответствии с последними требованиями Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа».
С 1 января 2019 года данные требования будут распространяться на все музеи, подведомственные Минкультуры России, в связи с чем не потребуется билет, изготовленный типографским способом, при наличии электронного билета.
Приём иностранных граждан, лиц без гражданства, соотечественников, проживающих за рубежом, претендующих на обучение в учебных заведениях Российской Федерации на бюджетной основе.
По заявлению гражданина Департаментом науки и образования Минкультуры России положительно решён вопрос о зачислении в 2018 году в Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского иностранного гражданина в рамках квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2013 № 891, для обучения по основной образовательной программе среднего профессионального образования, интегрированной с образовательными программами основного общего и среднего общего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
Заявителям разъяснено, что в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», государством регулируется отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, в том числе от такой информации, содержащейся в аудиовизуальных произведениях (фильмах). Возрастная категория информационной продукции указывается в прокатном удостоверении на фильм, выдаваемом в установленном порядке Министерством культуры Российской Федерации.
Классификация информационной продукции осуществляется её производителями или распространителями самостоятельно, в том числе с участием эксперта, экспертов или экспертных организаций до начала её оборота на территории Российской Федерации. Закреплённая классификация информационной продукции призвана обратить внимание, прежде всего, родителей на наличие информации, которая в той или иной мере может нанести вред физическому, духовному, нравственному здоровью ребёнка.
Необходимо отметить, что государственная политика в области кинематографии направлена на обеспечение позитивного воздействие на массовое сознание, воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности, гуманизма, патриотизма.
Оборот информационной продукции, содержащей информацию, запрещённую для распространения среди детей, не допускается без применения административных и организационных мер, технических и программно-аппаратных средств защиты детей от указанной информации. Требования к данным мерам и средствам защиты детей устанавливаются Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
В Министерство культуры Российской Федерации и его подведомственные учреждения поступают обращения граждан, содержащие слова благодарности.
Так Кирилло-Белозерскому историко-архитектурному и художественному музею-заповеднику от имени Общества изучения и сохранения памятников древнерусского искусства была выражена благодарность за реализацию одной из ежегодных тематических выставок древнерусского искусства «Красота резного образа».
Цель проекта, используя возможности, знания и опыт музеев и частных коллекционеров, объединить в одном выставочном пространстве в основном неизвестные до сих пор памятники древнерусского искусства, неопубликованные ранее в музейных экспозициях, введение их в научный оборот.
В 2018 году в рамках этого проекта в Народном доме города Кириллова открылась выставка «Красота резного образа», которая объединяет около 500 произведений XI – начала XX веков, выполненных из дерева, кости, стекла, камня и перламутра. Экспозиция позволяет познакомиться с памятниками декоративно-прикладного искусства – фрагментами орнаментного и скульптурного декора иконостасов, резными иконами, киотами, крестами из двадцати частных собраний и фондов пяти государственных музеев Архангельской и Вологодской областей, частного музея «Невьянская икона» города Екатеринбург.
Была проведена большая работа экспозиционного, фондового и научного отделов музея по отбору экспонатов к выставке и подготовке научной конференции.
На все поступившие в Министерство обращения граждан даны ответы в установленные законодательством сроки.
В рамках реализации конституционного права гражданина обращаться лично в государственные органы власти в Министерстве культуры России организована работа по личному приёму граждан руководством Министерства и Общественной приёмной. На официальном сайте Министерства, а также на информационном стенде Общественной приёмной размещен график приёма граждан.