instagram (1)
Министерство
Министерство
Деятельность
Деятельность
Контакты
Контакты
Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому

Проект доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия за 2021

23 марта 2022
Текст документа

1. Информация об обеспечении единообразных подходов к применению контрольным (надзорным) органом и его должностными лицами обязательных требований, законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле. 

До 01.07.2021 федеральный государственный контроль (надзор) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (далее-государственный контроль (надзор)) осуществлялся в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294 - ФЗ), после 01.07.2021-в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Закон № 248-ФЗ). 

Федеральным законом о виде контроля (надзора) является федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (статья 11, далее-Закон № 73-ФЗ). 

Положение о виде государственного контроля (надзора) утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1093 (далее - Положение 1093). 

Предметом государственного контроля (надзора) является соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований в области охраны объектов культурного наследия (далее-обязательные требования), установленных Законом № 73-ФЗ, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами субъектов федерации. 

Объектами государственного контроля (надзора) являются:

- деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц по сохранению объектов культурного наследия федерального значения, за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 759-р (далее-Перечень).

- объекты культурного наследия федерального значения, за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, включенных в Перечень (далее - ОКН). 

К контролируемым лицам относятся юридические лица, индивидуальные предприниматели, граждане. 

Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора) не проводятся, критерии отнесения объектов государственного контроля (надзора) региональными органами охраны объектов культурного наследия к категориям риска не определены.

Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований по виду надзора утвержден приложением 5 к приказу Министерства культуры Российской Федерации от 17.11.2021 № 1891 (вступает в силу 01.03.2022). 

Ключевые показатели вида надзора утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2021 № 2061, установившим приложение 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1093 (вступило в силу 01.03.2022). 

Перечень индикативных показателей вида надзора утвержден приложением 5 к приказу Министерства культуры Российской Федерации от 01.12.2021 № 1998 (вступило в силу 01.03.2022). 

Перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля (надзора), утвержден первым заместителем Министра культуры РФ 10.11.2021. 

Контрольные (надзорные) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, которые могут проводится в ходе осуществления государственного контроля (надзора): инспекционный визит; документарная проверка; выездная проверка; рейдовый осмотр. 

Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом, которые могут проводится в ходе осуществления государственного контроля (надзора):

наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности); выездное обследование.

Федеральным законом о виде контроля могут предусмотрены следующие решения, принимаемые при проведении и по результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий (пункт 6 статьи 11 Закона № 73-ФЗ):

- привлечение к административной ответственности; выдача предписаний;

- принятие мер по предотвращению правонарушений;

- направление в уполномоченные органы материалов, связанных с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;

- предъявление в суд исков об изъятии объектов культурного наследия и о понуждении исполнить обязательства по сохранению объекта культурного наследия. 

Таким образом, механизмы государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия установлены федеральным законодательством и в целом являются достаточными. 

2. Типичные нарушения обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений.

Как правило, нарушения требований законодательства об объектах культурного наследия составляют комплексные нарушения, вместе с тем, можно выделить следующие основные виды таких нарушений. 

Наиболее часто встречающимся видом нарушений законодательства об объектах культурного наследия является проведение самовольных работ на объектах культурного наследия, либо работ с нарушением требований к порядку проведения работ по сохранению объекта культурного наследия. 

Другим часто встречающимся видом нарушений законодательства об объектах культурного наследия является неисполнение требований охранного обязательства, в том числе к составу видов работ по сохранению объекта культурного наследия объекта культурного наследия и срокам проведения таких работ. 

По-прежнему сохраняется высокий уровень нарушений требований к содержанию и использованию объектов культурного наследия, в том числе неосуществление расходов на их содержание и поддержание его в надлежащем состоянии. 

Среди нарушений такого характера встречаются как незначительные, связанные с нарушением правил благоустройства, размещением граффити, несанкционированным перемещением предметов декоративно-прикладного искусства, так и существенные, выражающиеся в длительном, иногда умышленном бездействии собственников памятников, которое может привести к их утрате, в том числе в результате пожара. 

В рамках о реализации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) по восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений региональными органами охраны объектов культурного наследия в 2021 году выдано 9 предписаний; 12 предостережений; 9 предупреждений; возбуждено 52 дел об административном правонарушении; предъявлено в суд 33 иска о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре. 

3. Анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба). 

По-прежнему проблемой осуществления государственного надзора в сфере сохранения объектов культурного наследия остается вопрос об изъятии объектов культурного наследия из собственности лиц, не исполняющих требования к сохранению таких объектов. 

Так, в соответствии с частью 1 статьи 54 Закона № 73-ФЗ в случае принятия судом решения об изъятии объекта культурного наследия по представлению регионального органа охраны объектов культурного наследия соответствующий орган по управлению государственным или муниципальным имуществом выкупает указанный объект или организует их продажу с публичных торгов с последующим возмещением стоимости выкупленного имущества.

Однако, порядок выкупа такого объекта, определения его стоимости, заключения соглашения с собственником выкупаемого имущества, порядок определения стоимости восстановительных работ, порядок взыскания указанной стоимости, источники финансирования проведения торгов и так далее, в настоящее время не определен. 

Учитывая изложенное, Министерством культуры Российской Федерации был разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (письмо Министерства культуры Российской Федерации от 21.04.2017 № 129-01.1-39-ОР), которым полномочия по изъятию объектов культурного наследия у органов охраны объектов культурного наследия не предусмотрены. 

4. Предложения об актуализации обязательных требований 

Предложения об актуализации обязательных требований отсутствуют. 

5. Предложения о несении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле. 

Предложения о несении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле отсутствуют.

вернуться к списку документов