instagram (1)
Министерство
Министерство
Деятельность
Деятельность
Контакты
Контакты
Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому

Заместитель министра культуры РФ Александр Журавский: «Наш форум объединит конгресс, деловую площадку и фестиваль»

Заместитель министра культуры РФ Александр Журавский: «Наш форум объединит конгресс, деловую площадку и фестиваль»

Заместитель министра культуры РФ Александр Журавский: «Наш форум объединит конгресс, деловую площадку и фестиваль»

В ближайшие дни (дата уточняется) в Мариинском театре под председательством первого вице-премьера Ольги Голодец пройдет стартовое заседание оргкомитета по подготовке VII Санкт-Петербургского международного культурного форума. На вопросы обозревателя «Известий» ответил заместитель министра культуры России Александр Журавский.

— Предыдущий культурный форум стал заметным событием ушедшего года. Уже есть видение того, каким форум будет в 2017-м?

— Предварительное понимание существует. В год столетия русской революции, который должен обернуться годом примирения, форум будет посвящен осмыслению темы «Культура и революция». Революция не только способствовала формированию в XX веке нового политического миропорядка, но и коренным образом повлияла на самые разные явления общественной и социокультурной жизни всего мира.

На полях форума мы планируем отдельную дискуссию с авторитетными зарубежными и отечественными историками, культурологами, философами, которую организуют Российское историческое и Российское военно-историческое общества. Отдельная тема форума — Год Стравинского. Здесь традиционно значима роль Мариинского театра и его лидера — Валерия Абисаловича Гергиева, благодаря личному участию которого в 2016 году столь успешно и масштабно на всех значимых концертных площадках мира был отмечен Год Прокофьева. Идей много, будем работать для их реализации.

— Какова стратегия развития форума?

— Наш форум уникален тем, что нигде в мире нет такого сочетания: форум как конгресс, где профессионалы обсуждают волнующие их темы, форум как ярмарка идей, деловая площадка, где заключаются соглашения и контракты, и, наконец, форум как фестиваль. Наша задача — чтобы Санкт-Петербургский форум в течение 2–3 лет в каждой из номинаций вошел бы в тройку лучших форумов мира.

— Что питает ваши надежды?

— Уникальная петербургская столичная обстановка, которая формирует особый климат для разговора о культурных стратегиях, в том числе национальных, а также контекст и условия для развития совместных проектов.

— Можете привести примеры таких проектов?

— Известный актер Рэйф Файнс делает сейчас совместный британско-российский проект, посвященный Рудольфу Нурееву. Партнерами с российской стороны являются Мариинский театр, Академия русского балета имени Вагановой. Министерство культуры поддерживает этот проект в части финансирования.

Запланирован российско-французский кинопроект о путешествии Александра Дюма по России, режиссером которого будет Жерар Кравчик — он снимал «Васаби», «Такси 2», «Такси 3». Между «Ленфильмом» и российско-китайской ассоциацией подписано соглашение о римейке фильма «Человек-амфибия». Также подписано множество соглашений, связанных с развитием сферы образования и других проектов, в том числе выставочных.

— Что бы вы хотели улучшить в нынешнем формате форума?

— Мы сделали очень многое, чтобы форум стал привлекательным не только в российском, но и в мировом контексте. Но совершенно точно, что нам нужно сделать следующий шаг. Это, в частности, развитие деловой площадки — чтобы лучшие продюсеры мира в своих отраслях приезжали к нам и выстраивали свои отношения. Мы бы хотели, чтобы этот форум вошел в планы ЮНЕСКО, а также в планы национальных министерств культуры. Чтобы наш форум стал своеобразным культурным Давосом, местом обсуждения ключевых проблем и выработки стратегий. 

— Амбициозные и, смею заметить, дорогостоящие планы.

— Бюджет у нас очень скромный. Если сложить все средства, выделенные Министерством культуры, правительством Санкт-Петербурга и меценатами, получится около 150 млн рублей. Мы не можем сравниться ни с одним экономическим форумом, там миллиардные бюджеты, хотя значительная часть этих бюджетов — привлеченные внебюджетные средства. Мы отдаем себе отчет, что наш бюджет никогда не будет сравним с форумами экономическими. Однако, когда хочешь и умеешь, можно ограничиться и относительно небольшим бюджетом.

— Как вам это удается?

— Стараемся совместить возможности наших федеральных учреждений и учреждений культуры Санкт-Петербурга. Это Эрмитаж, Мариинский театр, «Ленфильм», Александринский театр, Санкт-Петербургский университет… Большое количество площадок, на которых мы либо не платим аренду, либо платим аренду символическую, а организации участвуют в форуме своими проектами. То есть мы пытаемся использовать возможности всей культурной инфраструктуры — как федеральной, так и городской.

— Недалек тот час, когда все культурные события Петербурга будут проходить под эгидой форума?

— Не все, но ключевые.

— Большой имперский размах?

— Почему бы нет? Имперский город, имперские амбиции. Хотя , безусловно, нужны средства для развития и реализации новых направлений форума. Поэтому планируем сформировать попечительский совет.

— У форума есть образец для подражания?

— В качестве точки отсчета я бы назвал Эдинбургский фестиваль. Мы его не копируем, но изучили с точки зрения того, насколько родным он стал для города. Наша концепция  — это открытость не только миру, но и самому городу. Форум должен быть событием для горожан, для местного сообщества. Из 20 тыс. участников форума в этом году около 8 тыс. представляли профессиональный поток, а около 12 тыс. — общественный.

— Что вы вкладываете в понятие «общественный поток»?

— Это студенты, жители Петербурга и гости культурной столицы, которые через официальный интернет-портал форума регистрируются и принимают участие в дискуссиях, мастер-классах, лекториях. У них есть возможность получить бесплатный билет на концерт, спектакль, выставку. Более 37 тыс. билетов было распределено таким образом. Наша задача, чтобы фестиваль под эгидой форума хронологически охватывал весь год.

— Гендиректор Большого театра Владимир Урин в беседе с «Известиями» сказал, что главное достижение форума — сам форум. Поскольку ждать конкретных решений в данном случае не приходится. У вас, как я понимаю, другое мнение на сей счет?

— Я не вижу, в чем мое мнение противоречит мнению Владимира Георгиевича и наоборот. Есть проблемы, требующие краткосрочного либо, напротив, среднесрочного и долгосрочного решения. На форуме встречаются представители органов власти разных стран с одной стороны и профессиональных сообществ — с другой. Уже само это сочетание рождает новое качество диалога, которое на последнем форуме было как никогда высоким.

— К чему этот диалог может привести?

— К реализации новых совместных проектов в сфере культуры и межкультурного диалога. Возможно, к изменениям законодательства. Или к изменениям механизма финансирования. Очевидно, что государство не может финансировать всю сферу культуры. Должны развиваться механизмы государственно-частного партнерства (ГЧП). Мы обсуждали эту тему на форуме и пришли к выводу, что существующий механизм не учитывает специфики отрасли. Из более чем тысячи существующих проектов ГЧП в сфере культуры реализуется только 33.

— Почему такой дисбаланс?

— По требованию Минэкономразвития проект ГЧП должен быть либо самоокупаемым, либо доходным. Но в сфере культуры доходность — сильное ограничение. На культуре сложно заработать, хотя возможно, как показывают нам Голливуд или Бродвей. Поп-культура сама себя окупает. Но высокое искусство — практически всегда высокозатратная история.

— Как и содержание объектов культурного наследия, большинство которых в силу исторических причин — национализации после революции — находится в госсобственности…

— …И требует триллионы рублей, которых у государства нет. Соответственно, нужно привлекать частные инвестиции. Как привлекать? Каковы правила этой игры? Что нужно иметь на законодательном уровне? Какие административные барьеры нужно снять? Каким образом обеспечить доступность отреставрированных объектов культурного наследия? Что можно, а что нельзя с точки зрения адаптации отреставрированных помещений к современной среде?

Постановка этих вопросов — в компетенции форума, ну а решение их — задача власти. Кстати, на форуме именно в сфере сохранения культурного наследия состоялся интересный диалог с авторитетными специалистами из Франции и Италии, готовыми делиться своим уникальным опытом.

— Спецпредставитель президента по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, выступая в Санкт-Петербурге, заявил, что главная задача форума — показать власти, что культура существует.

— Отчасти так и есть, хотя высшее руководство страны прекрасно представляет состояние отечественной культуры. В торжественном открытии минувшего форума принял участие Владимир Владимирович Путин. До этого состоялось совместное заседание двух президентских советов по культуре, искусству и по русскому языку, где шел живой, открытый и даже полемичный разговор на тему взаимоотношений власти и творческой личности. Президент также встретился с авторитетными зарубежными и отечественными деятелями культуры, которые представили ему совместные проекты в сфере кинематографа, музейной и театральной деятельности.

Это, кстати, был уникальный формат диалога власти и деятелей культуры, имевший серьезный международный резонанс. Есть еще один аспект у этой темы. Лидеры культуры часто сами являются директорами государственных театров или музеев, ведь в России культура — преимущественно сфера государственного управления. Нигде в мире нет такого количества государственных театров, филармоний, оркестров, усадеб, парков, дворцов… Поэтому есть своя российская специфика взаимоотношений между властью и творческим человеком.

Справка «Известий»

V Санкт-Петербургский культурный форум принял участников из 91 страны мира, от Исландии до ЮАР, и всех регионов России — от Владивостока до Калининграда. В рамках форума прошло 338 мероприятий, а количество его участников достигло 20 тыс. человек. В их числе — 750 иностранных гостей, 35 иностранных делегаций и 12 иностранных министров культуры. Главными темами форума стали подведение итогов Года российского кино и 125-летие со дня рождения Сергея Прокофьева.


вернуться к списку статей
Ответственный за наполнение страницы: Пресс-служба