instagram (1)
Министерство
Министерство
Деятельность
Деятельность
Контакты
Контакты
Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому

Александр Журавский: «Стимулирование меценатской деятельности — наша приоритетная задача»

Александр Журавский: «Стимулирование меценатской деятельности — наша приоритетная задача»

Александр Журавский: «Стимулирование меценатской деятельности — наша приоритетная задача»

Разговор корреспондента «Известий» с заместителем Министра культуры Российской Федерации Александром Журавским, курирующим государственную поддержку искусства и народного творчества, начался с упоминания недавнего награждения. Художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев удостоен ордена Александра Невского — «за особые заслуги в подготовке и проведении важных гуманитарных внешнеполитических акций».

— Валерий Гергиев — как красное знамя, всегда впереди. Будь то кино на Дворцовой площади (я имею в виду недавний кинофестиваль «Петербургские каникулы») или сирийская Пальмира.

— Валерий Абисалович — авторитетная личность в мировом симфоническом искусстве, да и в культурном менеджменте тоже. Мариинский театр — это почти 1000 спектаклей в год и четверть билетных сборов всех федеральных театров. Это грандиозный Пасхальный фестиваль с гастролями по десяткам регионов страны и фестиваль «Белые ночи» с мировыми звездами оперной сцены — такими как Анна Нетребко и Пласидо Доминго. Масштабная творческая, организационная и просветительская работа маэстро делает его одним из ключевых деятелей не только отечественной, но и мировой современной культуры.

— Поэтому его послали в Сирию?

— Правильней было бы спросить — почему Гергиев поехал в Сирию? Валерий Абисалович известен своей гражданской позицией, и, как я понимаю, это было веление сердца. С одной стороны, безусловно, культура всегда выше политики. С другой — благодаря тому, что язык культуры понятен всем, реализуется мощный потенциал культурной дипломатии. Люди искусства прекрасно понимают, что происходит с объектами культурного наследия.

В декабре 2015 года состоялся Петербургский культурный форум, на котором директор Эрмитажа Михаил Пиотровский высказал интересную и правильную мысль, что правительства и государства в ответе за культуру, их обязанность — защищать ее. Если бы правительства разных стран вовремя пресекли деятельность террористических организаций, то Пальмира была бы сохранена. Фактически на форуме деятели культуры недвусмысленно высказались за своевременное применение силы во имя сохранения мирового культурного наследия.

Выступление Гергиева и оркестра Мариинского театра в Пальмире — гуманитарное послание миру и дань памяти хранителя музейных ценностей Халида Асаада (сирийский ученый-археолог. — «Известия»), которого пытали, а затем зверски убили террористы. Жуткая история. И поездка туда оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева, а также Михаила Пиотровского и министра культуры Владимира Мединского, — это не только проявление гражданского мужества, но и мощная миротворческая акция, которая должна была продемонстрировать всему миру: голос деятелей культуры слышен, даже когда гремят взрывы и выстрелы.

— Сейчас идет Год российского кино...

— Это уже третий гуманитарный год, который проводится в России. Были Год культуры, Год литературы, сейчас Год российского кино. Обсуждается идея объявления 2018-го Годом российского театрального искусства.

— А 2017-й каким будет?

— Президент России подписал указ об объявлении 2017-го Годом экологии. А гуманитарные года необходимы для акцентирования внимания общества и государства на уникальном значении отечественной культуры для сохранения и развития нашей страны. Кроме того, порой нужно объявить Год кино, чтобы наконец мобилизовать усилия разных ведомств и регионов для развития и популяризации в данном случае отечественного кино.

Сосредоточение совместных усилий содействует и продвижению отечественной культуры на международных площадках и рынках. В этом нет ничего зазорного. По многим направлениям искусства и культуры мы только восстанавливаем свое влияние. Тот, кто занимается историей искусств, прекрасно понимает, как наша культура, в том числе через русскую эмиграцию, повлияла в XX веке на развитие европейского и американского театра, балета, живописи, литературы, исполнительского искусства. Трудно переоценить вклад в мировую культуру и влияние на нее Дягилева, Станиславского, Антона Павловича Чехова, Дзиги Вертова, Эйзенштейна, Баланчина, Михаила Чехова, Рахманинова, Набокова, Бродского, Малевича, Кандинского, Шаляпина, Нуриева, Ростроповича, Плисецкой и многих других.

— Кругом — русский след?

— Не след, а глубокое, преобразующее влияние, о котором мы должны знать, памятуя, что культурное влияние Запада и России в XX веке было взаимным. И еще неизвестно, чье было большим. Но чтобы оказывать влияние, нужно самим являться мощной культурной цивилизацией. Поэтому три гуманитарных года сосредоточили внимание общества и государства на тех проблемах, которые нас преследуют начиная с распада СССР.

Как известно, он привел к разрыву кооперационных связей с бывшими союзными республиками, где базировались крупные киностудии и культурные институты. На месте большинства из них сегодня руины, в лучшем случае — слабая тень творческого уровня и производственной мощности прошлого века.

Отечественные киностудии тоже испытывают сложности, но здесь присутствует государственная воля и инвестиции в развитие кинопроизводства, кинопроката, поддержку региональных киносетей, развитие «Мосфильма» и «Ленфильма», восстановление прежнего творческого потенциала.

— Выходит, мы догоняем прошлый век?

— Догоняем то влияние на мировое искусство, которое было у Российской империи, а потом у СССР. Вы же не можете отрицать тот факт, что Гагарин, русский балет или Станиславский изменили мир искусства. Полет человека в космос был мощным толчком для развития литературы, киноиндустрии, в том числе и голливудского кино. Постепенно утраченное влияние восстанавливается, хотя не во всех сферах культуры и не в равной мере. Можно по-разному относиться к Валерию Гергиеву, Михаилу Пиотровскому и Никите Михалкову, но вклад этих людей в отечественную культуру и ее продвижение в мире неоспорим.

— Мировое влияние, безусловно, важно. Но некоторые деятели культуры спросят: почему мы тратим деньги на восстановление памятников Сирии, а не на свое искусство?

— Во-первых, покажите тех деятелей культуры, которые против культурного влияния и реализации международных проектов. Во-вторых, еще никто ничего на восстановление Пальмиры не потратил. Мировая культурная общественность, а с российской стороны прежде всего Эрмитаж в лице Пиотровского, сейчас активно вовлечена в дискуссию: как и что восстанавливать в Пальмире?

Россия сейчас играет важную роль стабилизирующего и сдерживающего фактора в Сирии. И на фоне этой благородной миссии проявление доброй воли к восстановлению Пальмиры — важный сигнал. Мир видит, что Россия чувствует ответственность за судьбу мирового культурного наследия. Мне кажется, это совершенно верная позиция, близкая многим и на Ближнем Востоке, и на Западе.

— Не все кинулись в Сирию, только мы.

— Героев много не бывает. В осуществлении этой героической культурной миссии мы оказались в тот момент единственные. Но это лишь подчеркивает, что мы…

— ...первые.

— Бескорыстные.

— А в своем-то доме наведем порядок? Деятели культуры жалуются, что денег нет.

— Ну это не так. Государство не сокращает своих обязательств в сфере культуры. Ежегодно Министерству культуры удается обосновывать сохранение, а не сокращение бюджета на поддержку, например, театров и музеев. Только на федеральные театры госзадание в этом году составило 13,6 млрд рублей, что на 62% больше объемов государственной поддержки 2012 года. Мариинский и Большой театры из федерального бюджета в разные годы получали от 2 до 4 млрд рублей.

— Каждому?

— Да. Сверх этих сумм театры дополнительно привлекают средства меценатов, крупных банков, промышленных компаний, которые участвуют в поддержке знаковых, имеющих символическое значение учреждений культуры. Кроме того, растут и билетные сборы. Так, внебюджетные доходы только федеральных театров за последние три года выросли с 3 млрд рублей в 2012 году до 5,3 млрд в 2015-м.

— Ну вы же понимаете, что это «важные и знаковые учреждения».

— У нас все федеральные учреждения — важные и знаковые. Да, многие выставки Эрмитажа, Русского музея, Третьяковки реализуются за счет привлеченных или заработанных музеями средств. И число таких выставок и учреждений с каждым годом увеличивается.

Кроме того, создаются дополнительные механизмы, которые позволят привлекать внебюджетные средства. У крупнейших культурных учреждений возникают эндаументы — фонды целевого капитала. Дальнейшее формирование многоканальной системы финансирования, которая бы стимулировала меценатскую деятельность, является одной из наших приоритетных управленческих задач.

вернуться к списку статей
Ответственный за наполнение страницы: Пресс-служба