instagram (1)
Министерство
Министерство
Деятельность
Деятельность
Контакты
Контакты
Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому

В 50-ю годовщину создания Золотого кольца главный экскурсионный маршрут России старается привлечь новых туристов

В 50-ю годовщину создания Золотого кольца главный экскурсионный маршрут России старается привлечь новых туристов

Газета «Известия»,  30 июня 2017 года

Екатерина Серых

В 50-ю годовщину создания Золотого кольца главный экскурсионный маршрут России старается привлечь новых туристов

2017 год - юбилейный для одного из самых популярных туристских брендов России. Термин «Золотое кольцо» появился 50 лет назад, когда московский журналист газеты «Советская культура», писатель Юрий Бычков объехал на автомобиле наиболее интересные и значимые с его точки зрения города и опубликовал ряд очерков о них. Маршрут Юрия Александровича прошел через Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Кострому, Иваново, Суздаль и Владимир. Сегодня к городам Золотого кольца часто причисляют Боголюбово, Гороховец, Гусь-Хрустальный, Дмитров, Калязин, Кидекшу, Муром, Мышкин, Палех, Плёс, Рыбинск, Тутаев, Углич, Юрьев-Польский, Шуя, Большое Болдино, Дивеево и Арзамас.

По данным Ассоциации туроператоров России сегодня маршруты Золотого кольца вторые по популярности после Санкт-Петербурга. Ежегодно по ним проезжают около 18 миллионов туристов.

Абсолютным лидером по числу туристов на душу населения в России является Суздаль. В 2016 году город с 10 тысячами жителей посетили 1,7 миллионов человек. По этому показателю ему уступают даже малые города Италии. Именно здесь призывы государства развивать внутренний туризм воплощаются в жизнь наиболее ярко.

О новой жизни полувекового бренда мы побеседовали с директором Владимиро-Суздальского музея-заповедника Игорем Конышевым. Филиалы музея, часть из которых входят в список культурного находятся ЮНЕСКО, расположены в четырех городах — Владимире, Суздале, Гусь-Хрустальном и Муромцеве, а также в двух сёлах — Боголюбове и Кидекше. В скором времени к ним может присоединиться еще один – Гороховец.

- Вы руководите крупнейшим музейным комплексом Золотого кольца. Судя по статистике, он не испытывает недостатка в посетителях. Это его максимум или есть ещё резервы для увеличения турпотока?

- На протяжении всего постсоветского периода интерес к Золотому кольцу был всегда. На сегодняшний день это самый раскрученный туристский бренд, причём не только в России, но и в Европе, в ближневосточных странах. Посмотрев динамику посещений за последние 10 лет, я каких-то особых провалов не нашел. Но появилась новая тенденция -  сейчас по Золотому кольцу едет другое поколение, которое иначе воспринимает эстетику этого маршрута. Хотим мы того, или не хотим, при сохранении базовых культурных ценностей и объектов, мы всё равно должны соответствовать этим запросам, а, следовательно, провести своеобразный апгрейд. И этот апгрейд абсолютно логичный, абсолютно эволюционный. Сегодня, решая эту задачу, мы даём новую жизнь Золотому кольцу.

Суздаль — основная точка притяжения для гостей Владимиро-Суздальского музея-заповедника. На этот небольшой город приходится более 65% объема всех посещений и около 70% внебюджетных доходов, который получает музей сегодня.

Конечно, в других точках маршрута туристам тоже есть что посмотреть, например, в Гусь-Хрустальном, но при существующей транспортно-логистической схеме не более 5% туристов, приезжающих во Владимир, едут потом в Гусь-Хрустальный. Как правило, это отдельное путешествие: Москва – Гусь-Хрустальный – Муром – Саров – Дивеево. Несмотря на то, что сейчас вроде бы не маленький поток туристов - более 40 тысяч человек в год - я считаю, что это лишь процентов 30 от реальных возможностей Гуся-Хрустального. Здесь находится уникальное производство. Побывать на стекольном, на хрустальном заводе можно в Мурано, можно где-нибудь в Богемии, можно где-нибудь в Германии, а можно и здесь, в России.

- Кто он, этот новый посетитель?

- Структура туристского потока значительно поменялась в последние годы. Организованные группы сегодня составляют не более 30%, основной турпоток — это одиночный и семейный туризм. Такие гости более самостоятельные и более требовательные к условиям приема. Мы обратили внимание: у нас экскурсионные услуги заказывают в 99% только группы. Одиночные туристы экскурсионные услуги не заказывает. Соответственно экспозиции, которые не имеют хорошего этикетажа, не имеют хорошей навигации не совсем им понятны. Учитывая, что экспозиций много, мы постепенно их приспосабливаем именно под одиночных туристов, не пользующихся услугами экскурсоводов.

Очень в этом помогает мобильное приложение ArteFact, которое недавно разработано Министерством культуры. Мы начинаем его внедрять в наши объекты показа для того чтобы человек, воспользовавшись этой программой, простым движением руки через свой смартфон смог понять, что за вазочка у нас тут стоит и что за косточка у нас здесь лежит и почему именно она лежит именно здесь.

В групповом туризме участвуют люди среднего и более старшего возраста. Самостоятельно приезжают все: от 20-летних - до 50-летних, которые могут себе позволить путешествовать самостоятельно. Очень много семейных туристов, туристов с детьми. У нас есть дополнительные предложения по-семейному, детскому досугу. Это тоже одна из точек роста. Учитывая несистемность посещений одиночными туристами музейных объектов, эти предложения должны быть постоянными.

Мы рассматриваем возможность создания в Музее деревянного зодчества в Суздале площадок нематериальной культуры в широком смысле этого слова.  Если там создается кузница, то там должен работать кузнец, чтобы он там в течении сезона весь рабочий день ковал свои гвозди. То же самое с другими ремёслами. Как только мы получаем такие постоянные «живые точки культуры» на площадке, это сразу отражается на притоке туристов. Гость не должен ждать мастер-класса 2.5 часа, потому что он запланирован не на то время, когда он приехал, а на то время, когда музею удобно.

- Каких туристов вы хотели бы привлечь?

Тут два вопроса: привлечение и удержание, вопрос повторного визита. Мы прекрасно понимаем, что с теми объемами посещения (1,1 млн. туристов в год), с которыми сейчас живет музей-заповедник, без повторного привлечения наших посетителей их ресурс закончится очень быстро. Основной ресурсный центр – это Москва.

Мы думаем, как сделать так, чтобы человек, даже приехав через год в Суздаль, увидел там для себя что-то новое. Только в этом случае мы имеем возможность рассчитывать на повторное посещение. Параллельно с народными ремеслами и со всем остальным, должна быть более динамичная выставочная программа и событийная. Событийный туризм сегодня набирает всё большую популярность.

У нас самое посещаемое событие - знаменитый праздник огурца, который отмечается в середине июля. Но есть проблема: максимальная пропускная способность этого праздника на территории музея деревянного зодчества - 10-12 тысяч человек. Когда приезжают больше, там невозможно находиться. Возникает вопрос диверсификации площадок. Так же необходимы детские комнаты, чтобы там можно было оставить ребенка на 1,5 часа и не торопясь наслаждаться объектами культуры.

Все это мы за год осознали. Это ляжет в основу той концепции, которую мы продумываем и должны к концу года представить в Министерство культуры.

- Сегодня на разных уровнях много говорится о развитии туризма, увеличении внутреннего и внешнего турпотоков. Что для этого делается реально?

- Государство сегодня серьёзно занимается этим вопросом. Я, как руководитель музейного комплекса, могу сказать об этом определённо. Мы являемся подведомственным учреждением Министерства культуры России. Поэтому всё, что мы делаем – происходит либо по инициативе, либо при непосредственном участии федерального ведомства. И это не только вопросы финансирования, которое, кстати, в последние годы значительно увеличилось и позволяет решать не только хозяйственные вопросы, но и повышать заработную плату сотрудникам. 

Главное, на мой взгляд, - это стратегия и приоритеты, которые определяет государство. Они выражаются в целевых программах реставрации и строительства новых музейных объектов, поддержке программ детского туризма. Кстати, в этом году Минкультуры возобновляет программу для школьников. Благодаря ей 30 тысяч детей из регионов России вновь начнут путешествовать по стране за государственный счет. Основной их поток в честь юбилея «Золотого кольца» планируется направить к нам.

Долгое время маршрут существовал за счёт тех ресурсов, которые создали наши предки, оставив нам уникальное архитектурное и культурно-историческое наследие. Серьёзно концепцией развития Золотого кольца занялись только в последние годы. Отрадно, что государство сегодня не только решает текущие проблемы, но и думает о будущем, о том, какими памятники истории и культуры увидят следующие поколения. 

Важно не только их сохранить, но и создать вокруг них удобную рекреационно-культурную среду. А это и хорошие дороги, и средства размещения, и другая инфраструктура. Сегодня, на примере нашего музея-заповедника, я могу с уверенностью сказать, что в России есть продуманная и поэтапно реализуемая концепция развития туризма с чёткими целями и задачами.   

- Чего, по Вашему мнению, сегодня не хватает городам Золотого кольца?

- Комфорта. Это проблема, которую мы обсуждали последний раз на общественном совете Ростуризма. Мы говорили об отсутствии стандартов гостеприимства в широком смысле этого слова. Возникает проблемы с тем, где перекусить, где перепеленать ребенка и так далее. Работа по созданию комфортной среды находится только в самом-самом зачаточном состоянии. Для примера: последний общественный туалет в Суздале был построен 50 лет назад в рамках создания этого маршрута.

Да, мы говорим, что с одной стороны нужно сохранять аутентичную обстановку, некий дух места, но с другой стороны без создания элементов гостеприимства мы не продвинемся вперед.

- Вы руководите музеем год. Что удалось сделать за это время и какие первоочередные задачи сейчас стоят?

- Мы закончили очень много проектов, которые были начаты еще до меня, и закончили их вполне успешно. Определили основные направления развития музея. Создали две концертные площадки, укомплектовав их музыкальным и световым оборудованием. Это, кстати, один из аспектов привлечения как туристов, так и местного населения в музеи. Переоборудовали и запустили около 450 квадратных метров выставочных пространств. Полностью, начиная с отделки стен и напольного покрытия, заканчивая профессиональным светом, который позволяет учитывать все, даже самые тонкие требования к предметам музейного объекта, которые мы размещаем в этих залах. 

На летний период значительно увеличили время работы наших объектов. Некоторые из них работают с 8 до 20 в выходные дни для того, чтобы это было максимально удобно для посетителей. Уже сейчас я могу сказать, что финансово мы выигрываем от этого.

Особенно меня радует то, что в музей пошла молодежь. Владимирская молодежь. У нас была проблема, владимирцы почти не ходили в музей. Дети в детский центр ходили, все остальные не понимали зачем это нужно, если они когда-то в музее уже побывали. Зимой мы провели эксперимент: по воскресеньям с 15 часов и до конца рабочего времени музея пускали всех абсолютно бесплатно. Мы получили больше 20 тысяч посещений. Мы понимаем, что это владимирцы, туристов во второй половине дня в воскресенье там уже нет. Я думаю, что мы этот эксперимент продолжим.

В планах: завершение начатых проектов, в том числе по реставрации объектов ЮНЕСКО и формирование базовой концепции, у нас она будет состоять из нескольких частей. Это будет отдельно концепция по Суздалю, по объектам Владимира, и отдельные концепции по Гусю – Хрустальному, Муромцево. Я думаю, что это будут еще некоторые наброски концепции по Гороховцу. Это новый комплекс, который мы надеемся в течении полугода - восьми месяцев получить себе в управление и там открыть полноценный филиал.

вернуться к списку статей
Ответственный за наполнение страницы: Пресс-служба