Экспонаты Эрмитажа вернулись в музей с выставки «Гран Тур»
11 апреля 2022 года в Эрмитаже прошло мероприятие, посвящённое возвращению экспонатов музея из Италии. Музейные предметы участвовали в выставке «Гран Тур. Мечта об Италии от Венеции до Помпей» в Итальянских галереях в Милане, в которой также участвовали музеи-заповедники «Гатчина», «Павловск», «Царское Село» и другие российские музейные собрания. Экспозиция прошла с большим успехом, продемонстрировав, в частности, в очередной раз высокую вовлеченность России в культурную жизнь Европы XIX века и ее большую роль в ней.
В музей вернулись все экспонаты, участвовавшие в выставке, среди которых работы Антонио Кановы, Жана Огюста Доминика Энгра, Виже Лебрен, картина «Семейство Толстых в Венеции» Джулио Карлини. Фургон с экспонатами прибыл в Чёрный проезд Эрмитажа, где произошла разгрузка упаковочных ящиков. При участии журналистов проверили один из них – со скульптурой «Флора» работы Карло Альбачини. Распаковка проходила под контролем Сергея Андросова, заведующего Отделом западноевропейского изобразительного искусства, и Александра Андроханова, художника-реставратора Лаборатории научной реставрации скульптуры и цветного камня.
Стоит отметить, что при возвращении экспонатов в Эрмитаж с временных выставок происходит стандартная процедура. Картины не распаковываются сразу, им нужно время на акклиматизацию после дороги. Затем картины обследуют специалисты музея – хранители и реставраторы. Только после этого экспонаты возвращаются на свои места – в залы постоянной экспозиции или фонды.
После процедуры разгрузки и распаковки перед собравшимися выступил Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа:
«Я хочу сердечно поблагодарить сотрудников Посольства России в Финляндии, Министерство иностранных дел РФ, Министерство культуры РФ, Правительство РФ, Федеральную таможенную службу, МИД Финляндии, а также наших партнёров в Италии и в Финляндии, которые вместе подтвердили очень важную вещь в международном праве – культурные и выставочные обмены имеют особый статус даже в условиях санкционных ограничений.
Что касается других выставок – всё идёт своим чередом, экспонаты готовятся к возвращению. Но напоминаем, что публичное обсуждение этих процессов вредит безопасности экспонатов».