II Всероссийский музыкальный конкурс начал прием заявок на участие в завершающем этапе
II Всероссийский музыкальный конкурс начал прием заявок на участие в завершающем этапе
Начат приём заявок на участие в завершающем этапе Всероссийского музыкального конкурса, где будут состязаться музыканты, играющие на народных инструментах.
В пресс-конференции, которая прошла в формате телемоста, связавшего Москву, Петербург, Екатеринбург и Новосибирск, приняли участие организаторы и жюри конкурса: представители Минкультуры России, Росконцерта, Московской филармонии, Российской академии музыки имени Гнесиных. Участники обсудили итоги трех уже прошедших этапов, в которых приняли участие инструменталисты, певцы и дирижёры. В этом году настала очередь «народников». Первые два тура пройдут в семи городах, а третий - состоится в Москве, в Российской академии музыки имени Гнесиных. Итоги конкурса будут объявлены в январе следующего года.
«Развивая этот конкурс, важно поднимать престиж самых разных музыкальных специальностей, - подчеркнул в своем выступлении статс-секретарь, заместитель Министра культуры Российской Федерации Александр Журавский. - Необходимо обращать внимание на педагогов, а также на столичные и региональные учебные заведения, которые готовят молодых талантливых ребят. Этим музыкантам необходима поддержка, и в плане признания, и в плане материального поощрения».
Генеральный директор Московской государственной академической филармонии Алексей Шалашов рассказал в своем выступлении об очень важном аспекте Всероссийского музыкального конкурса – предоставлении молодым российским музыкантам «возможности попадания в социальный и музыкантский в лифт, способствующий их продвижению», а также о том, каким значимым стимулом и, одновременно, катализатором музыкального образования является конкурс для всей России. Руководитель Московской консерватории также отметил необходимость поддержки педагогов, студенты которых занимают призовые мета на этом конкурсе, а также консерваторий и вузов, подготовивших лауреатов.
Виолончелист, лауреат международных конкурсов Александр Князев, рассказывая об истории конкурсного движения в нашей стране, напомнил о том, какой «жесткой» была селекция в советская время: «Принять участие в Международном конкурсе Чайковского можно было только пройдя Всероссийский и Всесоюзный конкурсы». Далее музыкант отметил, что современный Всероссийский музыкальный конкурс является «незаменимой составляющей частью музыкального образования молодых музыкантов в России и тех, кто хочет выйти на международный уровень».
К беседе подключились лауреаты Всероссийского музыкального конкурса Дмитрий Маслеев и Александр Рамм. Музыканты говорили о значимости Всероссийского конкурса в подготовке к конкурсу Чайковского.
«Всероссийский музыкальный конкурс – явление уникальное: каждый год охватывается большой диапазон практически всех музыкальных специальностей», - сказал Дмитрий Маслеев.
Александр Рамм с уверенностью сказал, что премия Всероссийского конкурса открыла ему большие возможности для сотрудничества с Московской филармонией: «Меня пригласили в совершенно феноменальный проект «Звезды XXI века», который позволяет при поддержке Минкультуры и филармонии ездить по всей стране. Это неоценимый опыт становления любого музыканта. И ни один исполнитель без сцены этого сделать не сможет».
На связь из Санкт-Петербурга вышли начальник театрально-концертного управления и международных связей Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова Андрей Казаков и декан вокально-режиссерского факультета Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова Юрий Лаптев.
«Интерес к конкурсу во всех регионах колоссальный, - сказал Андрей Казаков. - Мнение членов жюри конкурса таково: это мероприятие нужно сделать более информативным для руководства министерств и музыкальных учебных заведений».
Юрий Лаптев говорил о важности конкурса как явления в российской культуре: «Конкурс задал хорошую планку, - он отлично проработан в плане формата проведения, отбора жюри и организации».
Затем к пресс-конференции подключились коллеги из Екатеринбурга - ректор Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского Валерий Шкарупа, директор Свердловской государственной академической филармонии Александр Колотурский и профессор, заведующий кафедрой Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского Михаил Уляшкин.
Валерий Шкарупа затронул вопросы подготовки конкурса этого года – его завершающего этапа, мониторинга состояния дел музыкального образования в нашей стране и высказал пожелание к организаторам: «В региональных отборах иногда участвуют ребята, которые уже давно учатся в столичных учебных заведениях, а иногда даже за границей. Поэтому, предпочтительно, чтобы в региональных отборах участвовали студенты, которые реально живут, работают или учатся в данном регионе».
Александр Колотурский говорил об оркестровых инструментах, о продвижении музыкантов этих специальностей; затронул и тему дальнейшей карьеры лауреатов. Он подчеркнул, что Свердловская филармония работает с победителями и Первого, и Второго Всероссийского музыкального конкурса. «Важно, чтобы лауреаты сотрудничали с филармониями по всей стране», - сказал он.
Михаил Уляшкин отметил значение конкурса в регионах, подчеркнув его сложность и масштабность именно для представителей народных специальностей: «Для народников Всероссийский музыкальный конкурс – это своего рода Конкурс Чайковского!.. Поэтому мы готовимся к нему очень тщательно. Очень рад тому, что появилась новая номинация – «Ансамбли русских народных инструментов». Есть отличные коллективы в регионах, и я бы увеличил квоту на третьем туре именно для этой специальности».
На связь из Новосибирска вышли Министр культуры Новосибирской области Игорь Решетников, художественный руководитель и главный дирижер Русского академического оркестра Новосибирской государственной филармонии Владимир Гусев и ректор Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки Константин Курленя.
«Для всех регионов Сибирского федерального округа Всероссийский музыкальный конкурс имеет очень большое значение. Хотелось бы видеть у нас в филармониях не только победителей нашего региона, - сказал Игорь Решетников. - Мы также хотели бы приветствовать наших представителей в Центральном федеральном округе и других городах страны. Очень рад, что проходит такой телемост. И еще, хочется, чтобы идея трансляции выступлений всех туров, когда он будет проводиться у нас в регионе, была осуществлена. И конкурс нашего региона увидели в других областях России».
Владимир Гусев говорил о том, что Всероссийский конкурс набирает обороты, приобретает все большую значимость, а ряды специальностей народных инструментов пополняются новыми замечательными исполнителями. Гусев также поднял проблему некоторого «спада интереса к народным инструментов».
Константин Курленя в своем выступлении затронул тему качества оценки работы вузов, в связи с показателями Всероссийского музыкального конкурса. «Реальное качество и эффективность работы вузов оценивается не показателями количества компьютеров в учебном процессе и не числом профессоров, работающих в этом вузе, а тем, способно или нет данное учебное заведение готовить победителей конкурса такого уровня, - подчеркнул он. - Мне бы хотелось, чтобы именно этот критерий в оценке работы вузов был учтен».
Итоги телемоста подвел Александр Цыганков: «Специальности это года – академическое направление в исполнительстве на народных инструментах: «Баян и Аккордеон», «Балалайка», «Домра», «Гитара», «Ансамбли народных инструментов», «Дирижирование оркестром русских народных инструментов». Конкурс организован продумано, солидно. Очень важно, чтобы о победителях этого конкурса узнала широкая аудитория».
Фотографии предоставлены "РОСКОНЦЕРТ", автор фото - Светлана Яковлева