instagram (1)
Министерство
Министерство
Деятельность
Деятельность
Контакты
Контакты
Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому

В Институте наследия оценили современные театральные постановки по произведениям Николая Гоголя и Александра Пушкина

В Институте наследия оценили современные театральные постановки по произведениям Николая Гоголя и Александра Пушкина

Институт наследия им. Д.С. Лихачева  оценил современные театральные постановки по произведениям Николая Гоголя и Александра Пушкина

Российский научно-исследовательский Институт природного и культурного наследия им. Д.С. Лихачева опубликовал материалы научных экспертных семинаров Центра наследования русской культуры Института, дающие оценку современным спорным театральным постановкам русских классиков. Таким образом, Институт наследия, являющийся подведомственным учреждением Министерства культуры Российской Федерации, принял участие в научной и общественной дискуссии по данной теме.

В сборнике представлены материалы экспертных семинаров  «Право на классику: о границах интерпретации произведений русской классики в театральных спектаклях» и «Гоголь в современном театре: смыслы, приёмы, границы интерпретаций» (2015). В семинарах Центра исследования русской культуры приняли участие известные критики, литературоведы, театроведы, искусствоведы из Москвы, Петербурга, Екатеринбурга и Новосибирска. На семинарах были представлены доклады, посвященные, в частности, таким темам, как «Радикальный театр в споре с культурным наследием», «Современные стереотипы в интерпретации: автор и его произведение. Взгляд психолога»; «Идея «европейского театра» в отражении российской сценической практики».

«Задачи научного экспертного семинара – увидеть взаимосвязь между свободой творчества и современными способами интерпретации классики; между мировоззрением режиссеров и их режиссерским почерком; между литературным и сценическим языком. Ученые, участвующие в семинарах, отвечают так же на вопросы: есть ли разница между интерпретацией и пониманием? Нацелен ли современный режиссер на понимание? Почему большая часть провокативных спектаклей ставится именно по классике?», --  говорит руководитель научных семинаров, доктор филологических наук, канд. искусствоведения Капитолина Кокшенева. 

В частности, она приводит в пример спектакль А.Жолдака «По ту сторону занавеса» (по мотивам «Трех сестер» А.П. Чехова, Александринский театр, Петербург): «Классика, а в данном случае «Три сестры» Чехова – это очень серьезный канал коммуникации, по которому, как по кровеносным сосудам, «новая интерпретация» проникает в нас. Чехов усиливает степень смыслового и эстетического (психического, эмоционального и культурологического) воздействия. Если убрать из спектакля «По ту сторону занавеса» чеховский контекст, чеховских героев, а вместо них написать неких персонажей, не обремененных традицией жизни в культуре (то есть жизни трех сестер, которую мы знаем, которая нам хорошо «знакома») – большая часть спектакля немедленно потеряет свои смыслы.

Именно знание о героях и опыт понимания их, опыт памяти русской культуры становятся принципиальным фундаментом, позволяющим режиссеру усилить воздействие радикальных смыслов (в данном случае, внесенных Жолдаком в Чехова) на психо-культурный мир зрителя. Классика является своеобразным «сырьевым материалам»,  неким бездонным «карьером креативных возможностей», из которого «добываются» и  используются  «авторским театром» те или иные фрагменты культурного наследия, но при этом запросто отбрасываются их эстетические и этические смыслы. Экспертные семинары Центра наследования русской культуры, проведенные в 2016 году продолжили научные исследования, начатые в 2015 году. Наши семинары – серьезная альтернатива тому «критическому единомыслию», которое мы наблюдаем  в современной театральной среде».

В 2016 году в Институте наследия прошли экспертные семинары «А.П.Чехов и Ф.М.Достоевский в современном театре: смыслы, приемы, границы интерпретаций». По итогам обсуждения также планируется выпустить сборник научных статей.

На семинарах в Институте Наследия обсуждались несколько десятков спектаклей, среди них: «Борис Годунов» (по произведению А.С.Пушкина) Ленком (Москва), режиссер К. Богомолов; «Мёртвые души» К. Серебренникова в Гоголь-центре и «Женитьба» Ф. Григорьяна (Москва, Театр Наций); спектакли в театре Н. Коляды (Екатеринбург) «Ревизор», «Мертвые души», «Женитьба» (сценические интерпретации произведений Н. В. Гоголя); спектакль Малого театра «Ревизор», режиссеры Ю.Соломин, В.Федоров; «Старосветские помещики», Малая сцена ТЮЗа им. А. Брянцева, Петербург, режиссер Г.Васильев; «Ревизор», «Женитьба» и сценическая фантазия «Ваш Гоголь», Александринский театр, режиссер В.Фокин; «Игроки» в театре Комедии им. Н. П. Акимова, режиссер Т.Казакова.

За дополнительной информацией просим обращаться в  Институт природного и культурного наследия им. Д.С. Лихачева по тел.: +7 (917) 500 45 31 и по e-mail: pyotr.vlassov@yandex.ru.

вернуться к списку статей
Ответственный за наполнение страницы: Пресс-служба