Дата публикации: 06 окт 2017 / 16:47
"Известия": Об очередном Санкт-Петербургском международном культурном форуме
Ретро в Питере
Журналист Исраэль Шамир — об очередном Санкт-Петербургском международном культурном форуме
Водопад искусства и культуры обрушился на Северную столицу России на этой неделе, чуть не затопив ее. Официальное название — IV Санкт-Петербургский международный культурный форум. Это было масштабное и высокотехнологичное мероприятие, с тысячами участников, с огромным пресс-корпусом, с электронными терминалами, добродушно пищавшими «У вас нет допуска», с массой добровольцев-энтузиастов, улыбчивых и подтянутых, и это не считая милиции, охраны и прочих вежливых людей. Оно не было нацелено на рядового поклонника муз.
Форум — не фестиваль; это огромная тусовка профессионально занимающихся культурой и искусством людей, а культура не менее важна для страны, чем ракеты «Калибр»: она достает дальше и поражает сильнее.
Перед гостями выступил президент Путин. И не раз, а дважды. Как он успел — через час после выступления президент уже беседовал с Керри, — не представляю. Выступали также министр культуры Мединский и другие официальные лица, а также деятели культуры, режиссеры, музыканты, кураторы… На одном деловом завтраке собрались 40 министров культуры, от Италии до Катара. Культурный мир завершил Год литературы и вступил в Год кино.
Если всё так хорошо, то где же наша дежурная ложка дегтя? К сожалению, культура, представленная на форуме, как и вся Россия, больше смотрит назад, чем вперед. Только подумайте — ранее не исполнявшееся произведение Пуччини, конечно, здорово, но где сегодняшний Пуччини? А тут еще и Петипа…
Сердце переполняется гордостью, что замечательное русское советское кино становится объектом культуры ЮНЕСКО — но где сегодняшнее замечательное российское кино? Не слишком ли много ретро? В далекой России начала XX века и до конца 1920-х годов, до и после революции, Россия дышала завтрашним днем и творила завтрашнее искусство. Сегодня она, увы, совершенствует искусство прошлого. Тут тебе и новая постановка «Войны и мира», и произведения XVIII–XIX веков — но где XXI век? Неужели он — только в умных терминалах?
Исраэль Шамир, газета "Известия"
Ответственный за наполнение страницы: Пресс-служба