instagram (1)
Министерство
Министерство
Деятельность
Деятельность
Контакты
Контакты
Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому

«Ограничения можно использовать как трамплин»: Юрий Башмет - о поддержке талантливых детей

«Ограничения можно использовать как трамплин»: Юрий Башмет - о поддержке талантливых детей

1 июня 2020 года

В интервью порталу «Будущее России. Национальные проекты», оператором которого является ТАСС, маэстро рассказал о том, как поддержать молодые таланты, вспомнил свою первую скрипку и дал советы начинающим музыкантам.

Международный день защиты детей отмечается 1 июня. Сейчас для творческих ребят непростое время – обучение и экзамены перешли в онлайн, концертная деятельность и гастроли поставлены на паузу. На помощь приходят многочисленные виртуальные программы российских учреждений культуры, в частном порядке поддержку также оказывают известные музыканты. В их числе – народный артист СССР, альтист и дирижер Юрий Башмет.

- В День защиты детей не могу не спросить вас о том, как сейчас обстоит ситуация с поддержкой молодых исполнителей? Есть опасения, что из-за пандемии коронавируса количество грантов, стипендий и фестивалей, открывающих дорогу молодым музыкантам, резко сократится.

- Ситуация, конечно, непростая. Непростая для всех, но я думаю, что молодые исполнители, правда, могут пострадать больше всех. Я к этому вопросу отношусь с огромным вниманием, и на протяжении всего периода ограничений мы постоянно придумываем и реализуем разнообразные проекты, направленные на поддержку талантливой молодежи из разных городов нашей страны. Мы провели при поддержке министерства культуры РФ и Российского Фонда Культуры два больших проекта онлайн.

Первый, "Звуки во времени", был полностью посвящен ребятам, участникам Всероссийского юношеского симфонического оркестра. В рамках этого проекта появилась возможность провести специальное выступление оркестра онлайн, но также мы дали возможность индивидуально познакомиться с молодыми музыкантами оркестра. Потом провели большой проект к 9 мая с исполнением песни "День Победы", который объединил больше 900 музыкантов из самых разных городов нашей страны. А сейчас активнейшим образом проводим онлайн-прослушивания ребят в рамках нового отбора во Всероссийский юношеский симфонический оркестр.

Отдельный проект, который мы запустили, - это проект поддержки молодых солистов и композиторов. Речь идет уже о сформировавшихся музыкантах, но пока еще достаточно молодых. У многих из них уже есть семьи, дети, а порой единственный их источник доходов составляли гонорары от концертов. Вот им мы считаем необходимым тоже помочь в сегодняшней ситуации.

- Сейчас, когда дети временно не имеют возможности ходить в музыкальные школы и посещать концерты вживую, как не допустить "провала" в наборе талантливой молодежи в оркестры и профильные учебные заведения?

- Нужно в сегодняшней ситуации искать способы, исходя из возможностей, которые нам дает жизнь. Вот нам пришлось первый тур отбора во Всероссийский юношеский симфонический оркестр перенести в режим онлайн, а у нас были запланированы региональные прослушивания в 18 российских регионах. Конечно, сложно слушать и оценивать детей через Skype. Не везде и не всегда хорошая связь. Но мы подумали, что важнее дать возможность детям сыграть, чем не проводить отбор в принципе. И могу сказать, что в результате этого решения, количество детей, которые подали заявки, увеличилось почти в два раза. 18 городов - это все равно еще не вся страна. А так мы даем возможность поучаствовать в отборе каждому, находясь в своем городе. Да, нагрузка на жюри выросла, нам придется делать дополнительный финальный отбор, когда увидим детей живьем уже. Но это во многом выход, даже с плюсом, из той ситуации, в которой мы все оказались. И я очень благодарен Фонду Президентских Грантов, который поддержал нас во всех изменениях проведения отборочных прослушиваний.

- А какие возможности, наоборот, открылись в период пандемии? Как вы в целом оцениваете цифровизацию концертов и других культурных мероприятий?

- Я уверен, что в том, что касается классической музыки, онлайн не может быть заменой реальным концертам. Совершенно разные вещи - играть концерт со зрителями и в пустом зале. И у зрителей, я уверен, совершенно другие ощущения, чем в концертном зале. Все же концерт - это непосредственный обмен эмоциями между исполнителем и зрителем именно в концертном зале, когда я чувствую одновременно и как я отдаю эмоции, и как они возвращаются из зала. Онлайн - это поле больше для экспериментов, для чего-то необычного. Поле очень может быть интересное, но другое.

При этом мы участвовали в тех онлайн-концертах, которые проходили в Москве, например. Я открывал онлайн-фестиваль в Московской консерватории, с огромным удовольствием выступил с концертом в Московской филармонии. Но для меня это, прежде всего, момент поддержки публики, которая оказалась без возможности посещать концерты. Мне было очень важно показать им, и надеюсь, что они это почувствовали, что мы все вместе, в одной лодке проходим через те сложности, с которыми сейчас все столкнулись.

- Ваш фонд буквально на днях выделил средства на поддержку 22 российских музыкантов, которые оказались в сложной ситуации из-за пандемии. Кажется, что труднее всего сейчас молодым музыкантам, которые не являются штатными сотрудниками оркестров, филармоний и других организаций. Что можно сделать, чтобы не потерять этих молодых талантливых людей, которые, возможно, задумались о смене деятельности и альтернативных способах заработка?

- Я уверен, что их нужно поддержать. Как и морально, так и просто материально. Именно поэтому мы приняли решение, исходя из своих возможностей. Первые 22 молодых музыканта уже получили от нас безвозмездную помощь, сейчас еще 16 человек ее получат. Всего мы готовы поддержать таким способом 50 молодых музыкантов. Еще мы выбрали пять молодых композиторов, которым мы закажем музыкальные произведения, и они получат за это и гонорары, и возможность премьерных исполнений их произведений, как только ситуация позволит.

Конечно, бесконечно жалко, что заявок мы получили значительно больше, а помочь сможем только 50 людям. Но для меня очень приятно, что несколько [известных] музыкантов выразили желание присоединиться к нашей инициативе. Они смогли из заявок, которые к нам поступили, выбрать тех, кого они поддержали лично от себя. И я уверен, что шаг за шагом к нашей идее будет присоединяться все больше и больше людей. То же министерство культуры выразило горячую поддержку проекту и уверен, что мы найдем способ помочь большему количеству людей. Но не менее важно, что сама тема активно обсуждается и есть понимание того, что помощь и поддержка молодых музыкантов - очень важная и нужная история, связанная с долгосрочным развитием всей системы профессиональной музыки и исполнительской школы в России.

- Как сейчас организована работа вашего ансамбля "Солисты Москвы"? Удалось ли адаптироваться и переформатировать график коллектива с учетом отмены многих гастролей и фестивалей?

- Переформатируем график мы постоянно. Потому что пока не ясно, когда ограничения будут сниматься и как они будут сниматься. Музыканты и "Солистов Москвы" и "Новой России" (государственный симфонический оркестр, художественным руководителем которого также является Юрий Башмет, - Прим.ред.) сейчас занимаются дома. Совместные репетиции мы пока проводить не можем. Все очень соскучились и по репетициям, и по концертным выступлениям, и мы все ждем, когда эта возможность наконец-то появится. Надеюсь, что ждать осталось еще не очень долго.

- Какие меры должны быть приняты, на ваш взгляд, чтобы обеспечить скорейшее восстановление концертной деятельности российских коллективов после снятия ограничений?

- Как вы знаете, мы сейчас выступили с совместным заявлением от целого ряда выдающихся российских музыкантов. В этом заявлении мы как раз и сказали о том, что очень важно все шаги по восстановлению концертной жизни обсуждать с профессиональным музыкальным сообществом. Нужно учитывать большое количество профессиональных специфических моментов, разнообразие и неоднородность отрасли. Безусловно, у нас есть и конкретные предложения. Сейчас лето, есть огромная разница между концертами в концертных залах и концертами на открытом воздухе. И я уверен, что рекомендации должны учитывать эти факторы.

Это важный момент, что мы все живем в режиме очень долгосрочного планирования. Поэтому и сейчас, когда обсуждается восстановление концертной деятельности, очень важно это восстановление сразу продумывать на несколько шагов вперед. Чтобы все понимали, когда и какой будет следующий шаг, при каких обстоятельствах мы сможем возвращаться к нормальной жизни и т.д. Также нужно обсуждать моменты, связанные с безопасностью здоровья зрителей и самих музыкантов. Возможно, шахматная рассадка не самый лучший вариант, а нужно совершенно по-другому организовать систему пропуска зрителей, измеряя температуру, разработав систему дезинфекции помещений и т.д. Я просто прекрасно понимаю, что порой музыканты могут подсказать как минимум варианты решений, кто как не мы лучше всех знакомы с особенностями реального концертного дела.

- В феврале в Москве под вашим руководством впервые прошел Зимний международный фестиваль искусств, который до этого традиционно проходил в Сочи. Планируете ли вы его проведение в новом сезоне?

- Фестиваль в Москве прошел не вместо фестиваля в Сочи, прежде всего. Для меня стало невероятной радостным событием, что теперь появился новый Зимний фестиваль в Москве. И я надеюсь, что мы его снова проведем теперь уже в 2021 году, что московский фестиваль станет ежегодным.

- В рамках национального проекта "Культура" выделяются значительные средства на оснащение музыкальными инструментами школ искусств по всей стране. А вы помните свой первый инструмент?

- Конечно. Я прекрасно помню свой первый инструмент. Мне купили скрипку, просто обычную фабричную скрипку, которая стоила дешевле всего из всех остальных музыкальных инструментов. Именно на ней я и стал учиться.

- Что бы вы пожелали или посоветовали начинающим музыкантам сегодня?

- Набраться терпения. И постараться использовать то свободное время, которое появилось сейчас, с умом. Продолжать заниматься и как раз заниматься вдумчиво. Все моменты ограничений, которые сейчас у нас есть, могут позволить сегодняшнее время использовать как трамплин в дальнейшей профессиональной деятельности. Я как минимум на это очень надеюсь.


Беседовала Анна Михайлова





вернуться к списку статей
Ответственный за наполнение страницы: Пресс-служба