Реставраторы Новгородского музея-заповедника открыли уникальную особенность фресковой росписи утраченного храма instagram (1)
Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому

Реставраторы Новгородского музея-заповедника открыли уникальную особенность фресковой росписи утраченного храма

Реставраторы Новгородского музея-заповедника открыли уникальную особенность фресковой росписи утраченного храма

В Центре реставрации монументальной живописи Новгородского музея-заповедника продолжается работа по подборке фрагментов живописи церкви Благовещения на Городище – утраченного православного храма начала XII века. Исключительно красивую по цвету живопись специалисты Центра отмечали сразу. Теперь, когда уже отдельные фрагменты стали складываться в изображения, совершенно неожиданно оказалось, что у всех ликов церкви Благовещения голубые глаза.

«Прямо сине-голубые! - восхищаются реставраторы. – Такого мы еще не встречали. Уникальный случай для XII века, обычно – черные».

Работы над фресками Рюрикова городища ведутся четвертый год. И каждый сезон радует новыми открытиями.

«Сейчас как раз идет та стадия работы, когда в процессе группировки фрагментов к реставратору приходит осознание, что же это за изображение. Фрагменты одежд, воинского облачения, складки, драпировки – из того, что у нас есть, мы должны понять, куда это применить», - объясняет заведующая Центром реставрации монументальной живописи Тамара Анисимова.

Археологам удалось извлечь из-под завалов не больше 2% фрагментов живописи храма, но даже они представляют огромный интерес для исследователей. Еще раньше обнаружилось, что в росписи храма было огромное количество надписей на кириллице и глаголице. Богатейший материал вызвал настоящий восторг у филологов. Сейчас уже расшифровано более 150 кириллических надписей и порядка 20 глаголических.

Работа реставратора-монументалиста очень сложная: увидеть, что на фрагменте, найти, где это место находится, возможно только благодаря колоссальному опыту специалистов.

У каждого из реставраторов Центра опыт не меньше 15 лет, все аттестованы. Собирали целые ансамбли фресковой живописи таких уникальных новгородских памятников, как церковь Успения Богородицы на Волотовом поле, Спаса Преображения на Ковалёве, Спаса Преображения на Нередице.

Церковь Благовещения на Городище XII века – случай особый. Не сохранилось никаких фотографий, никакого материала, поскольку памятник погиб еще в XIV веке. На его месте была построена новая церковь, разрушенная уже в годы Великой Отечественной войны. Сегодня максимально сохраненные подлинные элементы и архитектурные особенности обоих храмов представлены в музеефицированном памятнике на Рюриковом городище.

«Работать приходится исключительно по иконографическим аналогиям, по накопленному опыту. Такой работой мы еще не занимались», – говорят реставраторы и радуются каждой находке. 

«Новгород, наверное, единственный в мире город, где в таких масштабах ведутся работы с руинированной живописью. Причем, каждый год у нас новые поступления, потому что археологи работают, раскапывают остатки зданий храмов… Это позволило накопить колоссальный опыт. Основателем реставрации фресковой живописи в нашем городе был Александр Петрович Греков, который проработал почти 50 лет, разработал такую методику, который мы и сегодня пользуемся. Мы, конечно, применяем уже новые технологии, но он родоначальник, а мы развиваем его методы и готовы делиться с коллегами этим опытом», - не скрывает гордости Тамара Анисимова.
Работа над фресками церкви Благовещения на Городище продолжается и обещает еще множество удивительных открытий.

вернуться к списку статей
Ответственный за наполнение страницы: Пресс-служба