instagram (1)
Министерство
Министерство
Деятельность
Деятельность
Контакты
Контакты
Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому

В Центре им. Грабаря открывается выставка, посвященная реставрации иконы Богоматери Боголюбской

В Центре им. Грабаря открывается выставка, посвященная реставрации иконы Богоматери Боголюбской

В Центре им. Грабаря открывается выставка, посвященная реставрации иконы Богоматери Боголюбской

28 января во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика И.Э. Грабаря (улица Радио, дом 17, корпус 6) начинает работу выставка «Икона XII века «Богоматерь Боголюбская». 100 лет исследований - ответы реставрации», приуроченная к завершению активной фазы реставрационных работ памятника федерального значения. Экспозиция является публичным отчетом о многолетней истории реставрации древнейшей иконы и подробно рассказывает о труде пяти поколений реставраторов Центра имени академика И.Э. Грабаря, бережно сохранявших драгоценный образ.

В 1915 году перед историками и реставраторами стояло два вопроса - как сохранить почти утраченный памятник и как раскрыть подлинную живопись XII века. За 858 лет своего бытования икона претерпела более 20 вмешательств (в среднем, памятники живописи претерпевают 3-4 вмешательства). В результате она фактически превратилась, по выражению искусствоведа Александра Анисимова - ближайшего соратника Игоря Грабаря, - в «археологическую руину» и оказалась «закованной» многократными поздними слоями.

По словам исполнителя исследований и научно-реставрационных работ (в период с 2009 по 2016 годы) Александра Горматюка, «особую сложность процесса раскрытия составляли не только многочисленные вмешательства, но и своеобразие, необычайная тонкость авторского красочного слоя».

Длительное время исследователи считали, что подлинная живопись безвозвратно утрачена. Однако, благодаря совокупной последовательной работе нескольких поколений реставраторов , развитию реставрационных методик и появлению новых технических возможностей, рестовраторы смогли освободить подлинную живопись от многовековых поновлений.

Долгий путь от научных изысканий, проведенных экспедицией под руководством Игоря Грабаря в начале ХХ века, до реставрации 2009-2015 годов, выполненной художником-реставратором высшей квалификации, сотрудником ВХНРЦ им. академика И. Э. Грабаря, кандидатом искусствоведения Александром Горматюком, показан на выставке «Икона XII века «Богоматерь Боголюбская». 100 лет исследований - ответы реставрации».

Подлинник иконы находится в реставрационных мастерских Владимиро-Суздальского музея-заповедника в специально оборудованном помещении с особым микроклиматом и высокоточными приборами контроля. Теперь, когда основные задачи по спасению Памятника федерального значения решены, начинается новый этап бытования иконы - реставраторам и музейным сотрудникам ближайшие годы предстоит сосредоточиться на мониторинге послереставрационного состояния иконы и подготовке к экспонированию. Вывозить и экспонировать икону до завершения данного периода невозможно.

Посетители выставки смогут получить полное представление о первоначальном замысле иконописца XII века, благодаря списку-реконструкции иконы «Богоматерь Боголюбская». Он отличается от позднего, иконографически принятого образа Боголюбской иконы, но точно воспроизводит изначальный вид памятника. Дополняют экспозицию уникальные фотографии и редкие документы из архивов ГЦХРМ-ВХНРЦ, Государственной Третьяковской галереи, Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Выставка будет работать до 26 февраля 2016 года в помещении Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря (улица Радио, дом 17, корпус 6) . Вход по предварительной записи с 11 до 16 часов.

За дополнительной информацией просим обращаться в отдел по научно-методической работе ВХНРЦ, по тел. +8 (499) 763 37 40.

Для справки:

Образ Боголюбской иконы знаменует важную историческую веху рождения современного российского государства. В середине XII века благоверный Великий князь Андрей Георгиевич, предвидя крах Киевско-Новгородской Руси, решил перенести столицу из увядающего Киева в Ростово-Суздальскую Русь. Церковное предание гласит, что на подъезде к городу Владимиру лошади княжеского поезда встали, и, как их ни понукали, они не сдвинулись с места. Князь разбил здесь шатер, улёгся на ночлег, и ночью было ему явление самой Царицы Небесной. Князь Андрей, получивший прозвище Боголюбский, повелел написать икону, изобразив Пречистую Деву такой, какой она явилась ему в ту ночь. На месте явления Богородицы князь Андрей построил свою резиденцию, монастырь с церковью, а поодаль, на заливных лугах– церковь Покрова Богородицы на Нерли. 

вернуться к списку статей
Ответственный за наполнение страницы: Пресс-служба