instagram (1)
Министерство
Министерство
Деятельность
Деятельность
Контакты
Контакты
Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому

Интервью Министра культуры Российской Федерации Ольги Любимовой газете «Известия»

Интервью Министра культуры Российской Федерации Ольги Любимовой газете «Известия»

«У нас серьезный кризис жанра. Скамейка запасных пуста»


Министр культуры РФ Ольга Любимова — о кадровой революции в театрах, актерской бирже, прадедушке и Станиславском

Газета «Известия», 9 марта 2021 года

Москва и Санкт-Петербург больше не будут единственными Мекками искусства, считает Ольга Любимова. Министр культуры полагает, что театральный мир ждет децентрализация, а также консолидация театрального образования в виде ежегодной биржи выпускников вузов, которая отчасти заменит советскую систему распределения. А с 2022 года контрольные цифры приема в творческие вузы переходят из Минобрнауки в Министерство культуры. Об этом Ольга Любимова рассказала в интервью «Известиям».

Всех посчитаем

— Министерство культуры объявило о создании театральной биржи. Почему базой для этого масштабного проекта станет Волковский театр?

— Это замечательная идея принадлежит худруку Театра имени Волкова Сергею Пускепалису и ректору РАТИ (ГИТИС) Григорию Заславскому. Когда я услышала про биржу, очень обрадовалась, потому что это так просто, правильно и важно. Во многих российских регионах есть прекрасные театры, которые нуждаются в молодых кадрах. Плюс, вы понимаете, насколько это замечательно, когда старейшая сцена Волковского театра принимает молодых артистов. Вот они получили диплом и едут в Ярославль, чтобы представить себя.

— В каком формате будет работать эта биржа?

— Все театральные вузы страны получат возможность представить своих выпускников. Это будет своеобразный фестиваль дипломных спектаклей. Как следствие — помощь в трудоустройстве выпускников. За каждым педагогом, мастером стоит 25 ребят, которые хотят и людей посмотреть, и себя показать. Это в самом хорошем смысле слова ярмарка в виде дипломных спектаклей как столичных вузов, так и театральных училищ из Воронежа, Нижнего Новгорода, Саратова и других городов. Мы получим еще и консолидацию театральных училищ.

— Кто будет оценивать дарования?

— В Ярославль на смотр талантов приедут руководители региональных театров, ведущие кастинг-директора индустрии, представители интернет-платформ, теле- и кинопродюсеры. Результатом недельной работы должна стать профессиональная актерская база. Также каждого участника сфотографируют, создадут портфолио. Порой на кастинг артисты приходят с набором фотографий для журналов «18+», либо представляют авторские фотовысказывания, которые не имеют ничего общего с профессиональной анкетой. Нужен абсолютно рабочий документ с понятными вводными: рост, вес, объем груди, талии и т.д. В актерской профессии физиологические данные очень важны.

— Новация будет рассчитана только на свежеиспеченных выпускников или нетрудоустроенные актеры тоже могут показаться?

— У опытных актеров есть масса других вариантов найти себя в профессии. У нас будут только выпускники, им нелегко трудоустроиться, им нужно помогать.

Кадровый дефицит

— Когда-то в СССР уже существовали биржи.

— Эта традиция была еще в царской России. Артисты со всей страны искали работу в Москве и Санкт-Петербурге. Надевали всё самое лучшее, некоторые брали из реквизита бутафорские перстни, трости для важности. Прадедушка мой Василий Иванович Качалов так приехал из Казанского театра во МХАТ к Станиславскому показаться. И ему повезло.

Времена меняются, различие между концом XIX века и началом XXI заключается в том, что возможности приложить свои умения существуют не только в театре и кино. Запускается бесконечное количество сериальной продукции великолепного качества. А найти туда актёров иной раз большая проблема. Два года назад на роль горничной в интересный проект безуспешно искали смешную полненькую девочку лет двадцати. Обращались в крупнейший продюсерский центр, но таких не было. Все весили 49 кг, хотели быть, как подиумные модели.

— И как же вышли из положения?

— Сценарий переписали — сделали горничную 45-летней.

— Выпускникам той же Школы-студии МХАТ захочется остаться в Москве. Чем могут привлечь их регионы?

— Выпускники хотят быть знаменитыми, жить в столице. Но ведь они могут остаться в Москве, но так и не найти работу… станут, скажем, официантами. А могут поехать в Сургут или, например, Нижневартовск и играть на сцене, начать работать по профессии, получать опыт. При этом им ничто не помешает слетать куда-то, сняться в кино и вернуться обратно в театр. А сидеть без работы в Москве, озвучивать за тысячу рублей рекламу колготок, начитанную на собственный телефон, — не сильно привлекательная альтернатива.

Привлечь молодежь можно деньгами. Надо создать условия, как в советское время. Обеспечить жильем, достойной зарплатой. Конечно, это сложнее сделать в дотационных регионах.

— Может быть, для актеров будет запущена федеральная программа по примеру «Земского доктора»?

— Мы создали программу «Земский работник культуры». Это другое направление. Речь идет не об артистах, а о работниках ДК, библиотекарях и так далее. Сейчас программа прорабатывается в правительстве, и обсуждается на всех площадках — от Совета Федерации до Госдумы.

У театров же есть госзадание и бюджет. Если в регионе существует потребность в молодых лицах, помощь может прийти от местных властей. Зачастую в провинции труппа возрастная, существует репертуарная проблема. Кая и Герду играть некому. Джульетты — актрисы за 50. Это недопустимо уже даже в музыкальном театре, а в драматическом не выдерживает никакой критики.

— Будет ли увеличен бюджет на культуру в связи с новыми нуждами?

— В связи с этим проектом — нет необходимости. Достаточное количество подобного рода мероприятий, как и фестивальных, ежегодно поддерживается Министерством культуры. И в Минфин нам не нужно за этим обращаться — это наша совместная инициатива.

— Раньше в вузах существовала практика распределения. Не лучше ли было возродить ее, а не заморачиваться биржей?

— Отправлять выпускников в театры насильно и вообще участвовать в какой-либо репертуарной политике театров Министерство культуры не должно. Мы доверяем руководителям учреждений культуры, которые принимают кадровые решения и понимают, кем им надо наполнить труппу.

Как было раньше? «Ты поедешь в Томск, а ты в «Современник». Будешь жить на Чистых прудах в соседнем с театром здании». Чувствовалась в этом какая-то дискриминация. Ситуация изменилась.

Свои в Большом

— Вас никогда не просили замолвить словечко за трудоустройство?

— Бывало, конечно. И не однажды. Звонили по поводу работы, распределения ролей. Если хоть раз ты это сделаешь — откроешь страшный ящик Пандоры. Так, например, раз в пять лет Большой театр ищет новые голоса и лица. И в это время мне постоянно звонили с просьбой лоббировать «выдающегося исполнителя». Приходилось каждому просящему объяснять, что в данной ситуации мы не имеем права влиять. Есть генеральный директор Большого театра Владимир Урин, есть его команда. Он доверяет ей, Министерство доверяет ему. Представьте, один важный человек «замолвил слово». А потом зритель говорит: «Вот эту сделали солисткой? Что за безобразие!» Рефлекторное движение помочь — абсолютно преступно. Не имеешь права.

— Одно время шел разговор, что у нас перебор с артистами. Говорили, что, может быть, на какое-то время приостановить набор в театральные вузы или ограничить приём. Это реально сделать?

— Нет. Более того, скажу вам страшную вещь: уменьшать количество студентов на курсе нельзя. Есть определенный репертуарный план, мы не можем ставить только «Двое на качелях» или «Трое в лодке». Нужно понимать, что классическая драматургия предполагает, как минимум, от семи до 12 действующих лиц. Актерский курс — организм, который должен напоминать небольшую труппу, где есть герой, героиня, комическая старуха, характерные персонажи и так далее. Невозможно набрать одних красавиц-стюардесс, театр не авиакомпания.

Великие педагоги всегда искали изюминку в абитуриентах. Если поешь, танцуешь, такой яркий, нестандартный, внешность «странная» — тебе говорили: «Ну, конечно, иди к Захарову». Петр Фоменко искал актеров-режиссеров. Виктор Рыжаков берет на курс только тех, кто играет минимум на двух музыкальных инструментах.

— Остановить этот образовательный конвейер невозможно, а сократить?

— Ректоры всегда говорят: «Дайте больше бюджетных мест. Нам нужно!» А если семья абитуриента готова платить за образование, зачем ему отказывать и не давать возможности дополнительного дохода для вуза? Ведь он влияет и на зарплаты преподавателей, и на научную деятельность вуза.

С 2022 года контрольные цифры приема переходят из Минобрнауки в Министерство культуры. Мы начинаем отвечать за то, какое учреждение и сколько бесплатных мест получит. Ранее это решение принималось коллегиально совместно с Минобрнауки. Но сокращать количество абитуриентов или вводить паузы в образовании мы не будем. Иначе придется создавать биржу педагогов. Зачем рушить абсолютно уникальную экосистему внутри каждого вуза? Чтобы через два года ее не собрать? Это уже будут невосполнимые потери.

— Если у нас столько ценных кадров, почему так остро стоит вопрос с театральным руководством?

— Сейчас у нас серьезный кризис жанра. Скамейка запасных пуста. С директорами большая проблема, и это знают на продюсерских факультетах. Отсутствие художественных руководителей тоже боль. Потому что порой талантливые режиссеры совершенно непригодны к административной деятельности. Но кризисы приходят и уходят. Лет 10 назад у нас был кризис в операторском цехе. Ушли ветераны, снимать кино было некому. Но ситуацию удалось выправить и сейчас операторов очень много, в профессию идут не только мужчины, но и девушки.

— Перспектива радует. Но что делать сейчас? Как, например, взращивать театральных продюсеров?

— Ребята, которые поступали в нулевых, мне кажется, не до конца понимали, что такое директор театра. Сейчас ситуация меняется. Театр становится продюсерским, роль директоров становится понятнее. Они порой бывают ярче худруков, приводят свой театр к успеху, в том числе за счет очень крутых кадровых решений, репертуарной политики, интересных коллабораций.

— Вопрос о худруках. Должны ли они сами позаботиться о преемниках?

— Могу сказать, что один из самых удачных примеров подобного поиска случился в РАМТ. И вот он вовремя позаботился о том, что нужно найти молодого, яркого, интересного режиссера и всему обучить. Так в театре появился Егор Перегудов, которому Алексей Бородин бережно передает школу художественного руководства.

— Не все смотрят наперед. Думают, что вечные.

— Суть в том, что это нам хочется, чтобы они все были вечные. Каждые похороны — это боль. Очень трудно без руководителя сохранить атмосферу в коллективе. Зачастую мы наблюдаем, как это не удается, атмосфера уходит, театр-дом разваливается. Естественный, аккуратный, как теперь принято говорить, бесшовный переход в руководстве необходим. Это касается не только театров, но и музеев. Спрос на руководителей острый. Но на такой рождается и соответствующее предложение. Я в это очень сильно верю.

вернуться к списку статей
Ответственный за наполнение страницы: Пресс-служба