instagram (1)
Министерство
Министерство
Деятельность
Деятельность
Контакты
Контакты
Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому

Интервью Ольги Любимовой информационному агентству ТАСС

Интервью Ольги Любимовой информационному агентству ТАСС
Министр культуры Ольга Любимова: коронавирус поменял всю повестку

ТАСС, 29 декабря 2020 года

Пандемия оказала влияние на все сферы жизни, серьезно пострадала и культурная отрасль России. О том, как и чем можно помочь учреждениям культуры, какие проекты обязательно сохранятся в 2021 году, будут ли повышать зарплаты, рассказала журналистам министр культуры РФ Ольга Любимова. 

— Ольга Борисовна, вы почти год находитесь на посту министра культуры. Можно ли хотя бы пунктиром обозначить сложности и позитивные истории, с которыми вы за это время столкнулись?

— Когда произошло назначение, я думала: "Как подступить? Как быстро разобраться?" — но коронавирус поменял всю повестку. Самыми сложными были первые месяцы. Целыми днями мы были заняты текущими вопросами: прорабатывали ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности — прим. ТАСС), обсуждали первые решения по системообразующим компаниям, меры поддержки.

А теперь переходим плавно к позитиву. Мы так все сблизились, действительно сдружились. Вы знаете, что по каждому направлению у нас существуют рабочие группы с участием деятелей искусств. Мы начали советоваться друг с другом. 

Поддержка со стороны отрасли совершенно невероятная, на которую я и не рассчитывала. Мы привыкли к критике и уже как-то огрубели. Но когда ты чувствуешь неравнодушное отношение к ведомству, я считаю, это главное, чего мы добились в этот сложнейший год

И благодаря такой сплоченности мы совершили прорыв — культурные проекты стали доступнее благодаря новым технологиям. Например, с марта 2020 года федеральными музеями проведено порядка 23 тысяч онлайн-мероприятий, а их посещаемость превысила 300 миллионов, что значительно больше итогов посещаемости музеев офлайн в 2019 году. Только на одном портале культура.рф количество просмотров в день сегодня превышает 1 миллион.

— Да, были ведь и специально под "цифру" запущенные проекты…

— Конечно. Появился онлайн-сервис Stay home with Russian Seasons, чтобы обеспечить доступ к культурному контенту из России и продолжить проект "Русские сезоны", несмотря на ограничительные меры. Уже состоялось более 119 трансляций, набравшие 39 миллионов просмотров. Онлайн-постановки смотрели жители таких стран, как Франция, Германия, США, Испания, Ирландия, Япония, Великобритания, Беларусь, Италия, Украина, Казахстан, Бельгия, Болгария, Израиль, Люксембург, Южная Корея.

Продолжила работу Всероссийская театральная программа "Большие гастроли": с марта по август она проходила в формате онлайн. Это 115 дней трансляций, 119 показанных спектаклей, 89 театров-участников. За время работы платформы показы посмотрели более 26 миллионов человек. Или, например, общее количество просмотров новых видеоэфиров в социальных сетях Государственного Эрмитажа и разделов сайте музея с весны превысило 66 миллионов.

В период пандемии особую социальную значимость приобрела Национальная электронная библиотека. В период самоизоляции, пришедшийся на конец учебного года, количество обращений к порталу возросло более чем в десять раз. В целом его фонд превысил 5 миллионов изданий по разным тематикам.

— Почему все-таки в Москве закрыли музеи на фоне открытых фуд-кортов, общественного транспорта? Это главный источник распространения коронавируса?

— Решение принимается отдельно в каждом конкретном регионе и продиктовано санитарно-эпидемиологической обстановкой. Мы стараемся в этот момент быть рядом и оперативно реагировать. Мы все время говорим: театры, музеи. А у нас еще есть школы искусств, творческие вузы со специальностями, которые дистанционно невозможно преподавать. И здесь творческие вузы у нас частично продолжают работать офлайн. То есть теорию, лекции слушают дома, а то, что требует очной формы, продолжается в привычном формате. Иначе у нас рухнула бы, например, хореография. А ведь есть ряд стран, где на актерскую профессию в этом году не набирают людей. Мы бьемся за каждое направление.

— Интересует следующий год. Есть ли какие-то планы или это будет ручное управление на фоне пандемии?

— Невозможно жить только ближайшей неделей — все-таки мы распределяем бюджетные средства. Конечно, мы стараемся учитывать повестку и, например, международную деятельность стараемся перенести на лето-осень, и будем смотреть, как развиваются события. По выставочной деятельности все программы уже сверстаны, но мы закладываем некий люфт на форс-мажоры и на то, что появляются новые творческие проекты.

Тем не менее крупные мероприятия рассматриваются всеми учреждениями. Весной традиционно состоится "Интермузей", в течение года пройдут "Большие гастроли" и "Русские сезоны". Естественно, формат их проведения будет варьироваться в зависимости от санитарно-эпидемиологической обстановки.

Среди продюсеров уже идет битва за длинные праздники: за 23 февраля и за 8 марта. Даже спрашивают уже про кинотеатральный показ майских праздников. Тем не менее мы стараемся обратить внимание, что в январе и феврале еще точно придется следить за ситуацией в регионах.

— Есть сферы, на которые меньше влияет обстановка?

— По графику проводятся работы по реставрации, реконструкции и ремонту объектов. В 2021 году продолжится программа консервации объектов культурного наследия, которая позволит сохранить памятники от дальнейшего разрушения и полной утраты. Со следующего года мы увеличим ее финансирование до 500 миллионов рублей ежегодно.

— Можно ли уже оценить потери учреждений культуры из-за пандемии? Вице-премьер Дмитрий Чернышенко летом, когда еще курировал сферу культуры, говорил, что сумма превысит 8 миллиардов рублей.

— Конечно, нужно будет просчитать по факту все выпадающие доходы по каждому региону и каждому учреждению. Вот, например, кинотеатры по всей стране закрылись на период от четырех до семи месяцев, в пяти из 85 регионов страны до настоящего времени не возобновлена кинотеатральная деятельность. Музеи лишились до 80% своих внебюджетных доходов.

— В этой связи рассматривает ли ведомство возможность дополнительного финансирования для учреждений культуры, чьи доходы сократились из-за пандемии?

— Потеряв в чем-то, мы постарались оперативно помочь нашим учреждениям. В перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших от пандемии коронавируса, включена деятельность театров, музеев, зоопарков и деятельность в области демонстрации кинофильмов. Постановление правительства от 3 апреля позволило не уменьшать учреждениям культуры объем финансирования государственного задания в текущем году, несмотря на невыполнение по нему основного показателя — числа посетителей.

В апреле также принято постановление, предусматривающее возврат денежных средств гражданам за купленный билет в случае отмены зрелищного мероприятия в течение шести месяцев со дня обращения посетителя за возвратом билета. Правительством одобрено выделение 4,2 миллиардов рублей на предоставление Фонду кино субсидии в целях оказания поддержки организациям, осуществляющим производство, прокат и показ национальных фильмов.

Мы планируем расширение программы грантовой поддержки творческой деятельности организаций отдельных видов искусств: с 2021 года будут предоставляться гранты в объеме 100 миллионов рублей ежегодно. Кроме того, обеспечиваем участие системообразующих организаций в сфере культуры в программе льготного кредитования. В этот перечень, между прочим, включены 67 организаций в сфере культуры: 29 театрально-концертных, 22 кинокомпаний, 14 музеев, две организации по сохранению объектов культурного наследия.

Самое главное, мы не планируем снижать финансирование наших подведомственных учреждений. Более того, проиндексирован их фонд оплаты труда и со следующего года он будет увеличен с учетом инфляции. В тяжелейший год, когда все были обеспокоены тем, что зарплата может снижаться, она была проиндексирована. Это одно из главных подспорий.

— Когда выделенные правительством 4,2 млрд рублей будут доведены до представителей киноотрасли, обратился ли уже кто-то за помощью?

— Правила предоставления субсидии утверждены правительством, сейчас Фонд кино и Минкультуры России уже работают с отраслью и проведено большое мероприятие, где рассказали, как будет распределяться эта сумма.

Половина средств будет направлена кинотеатрам, вторая — российским продюсерам. Причем кинотеатрам в декабре 2020 года, а распределяться средства будут в соответствии со сборами от показов российского кино в I квартале 2020 года. Кинопродюсеры получат субсидии по окончании I квартала следующего года с учетом сборов от показов российского кино со II квартала 2020 года по конец I квартала 2021 года.

— Планировалось, что продюсеры, которые собираются выпускать релизы в ближайший месяц-два, получат поддержку. В связи с чем два вопроса: какие декабрьские и январские картины стоит ожидать и как Минкультуры будет поддерживать национальные фильмы, прокат которых намечен на это время?

— Фильмы, выходящие в прокат на новогодних каникулах, будут поддержаны в рамках выделения 4,2 млрд рублей, а также с помощью субсидий на поддержку проката, рекламного продвижения фильмов, полученных через Фонд кино.

Из самых ожидаемых релизов — "Огонь" про героических пожарных, мультфильмы "Конь Юлий и Большие скачки" и "Барбоскины на даче", вторая часть фэнтези на основе русских сказок "Последний богатырь: Корень зла". Уже можно посмотреть в кинотеатрах комедию с "Квартетом И" — "Обратная связь" и историческую мелодраму "Серебряные коньки".

— Какая доля российского кино прогнозируется по итогам года?

— Крайне высокая — около 50%, в том числе и потому, что крупные голливудские релизы перенеслись на 2021–2022 годы и не вышли на экраны.

— Очень тревожная ситуация с частными театрами и музеями. Как думаете, выживут ли они?

— Ситуация непростая, и мы это понимаем. В реестре порядка 500 частных музеев. Впервые в сотрудничестве с музейным сообществом разработана программа развития частных музеев на 2021–2023 годы. Пока мы ждем реакцию от Союза музеев России и Ассоциации частных музеев России на документ, который позволит нам выстроить взаимодействие на совершенно ином уровне. Ключевая идея — интеграция частных музеев в единое музейное пространство страны.

Реестр частных театров на текущий момент насчитывает 366 институций, в которых работают 5,5 тысяч человек. Наибольшее количество частных театров в Москве (101) и Санкт-Петербурге (79). С 2021 года частные театры впервые смогут подать заявку на участие в программе "Большие гастроли" наряду с федеральными и региональными театрами. Это чрезвычайно важно для популяризации их творчества и дальнейшего развития.

— Вернемся к цифровизации, столь актуальной в период пандемии. С онлайном связана проблема пиратства. Министерство культуры уже несколько лет выступает с инициативой досудебной блокировки сайтов с пиратским контентом, был подготовлен проект нового антипиратского законодательства. Когда ожидать вступления изменений в силу?

ых, аудиовизуальных и литературных произведений, представители операторов поисковых систем, а также представители организаций, работающих в сфере интеллектуальной собственности и креативной экономики.

— После "дела Серебренникова" Минкультуры поставило вопрос о разделении сфер управления театром между директором и художественным руководителем. Могли бы вы пояснить логику такого разделения? И на какой стадии сейчас соответствующая законодательная инициатива?

— Эта мера действительно обсуждается. Мы думали, какие возможны изменения со стороны ведомства в действующее законодательство, чтобы подобные ситуации не возникали. Такой вариант был предложен профессиональным сообществом. Но и тут оказалось, что в каждом случае надо действовать индивидуально.

Есть совершенно уникальные личности, которые являются и директорами, и художественными руководителями. Есть примеры уже действующие, как в Александринском театре в Петербурге, где функции худрука и директора разделены между Валерием Фокиным и Ринатом Досмухамедовым. Я полагаю, что, исходя из ситуации в каждом учреждении, мы будем дорабатывать это предложение. Документ пока сырой. Пока нет коллегиального решения, которое можно было бы вынести для серьезного обсуждения. Это нам еще предстоит обсудить вместе с регионами.

— В учреждениях, в частности в театрах, зачастую очень долго происходит поиск преемника после ухода мэтров с руководящих постов. Есть ли у Минкультуры кадровый резерв, который сможет прийти на смену немолодым худрукам? Есть ли в отрасли проблема нехватки профессиональных руководящих кадров?

— Мы прекрасно понимаем, что это одна из главных проблем в современном театре. Это понимают как профессионалы, так и многие зрители нередко высказывают свои опасения.

Есть ряд удачных примеров. Один из них — РАМТ, который готовится отмечать 100-летие. Алексей Бородин аккуратно, так нежно, заботливо передает театр Егору Перегудову, объясняя все особенности работы с труппой. Коллектив спокойно привыкает. Есть замечательные примеры в учебных заведениях.

Самое страшное, когда мы резко теряем дорогих нам мэтров, которые годами руководят учреждениями. Остается выжженное поле, мы не знаем, что делать дальше. И честно могу вам сказать, нет скамейки запасных — ни в театре, ни в музейном пространстве. Мы понимаем, что яркая, профессиональная молодежь в спину, к сожалению, не дышит.

Порой бывают совершенно фантастические решения. Смоленская крепость: молодой руководитель из Вологды Сергей Пиляк победил в открытом конкурсе. Коллеги говорили, что конкурс не закончится решением, будет какой-то промежуточный вариант. И вдруг — такой успешный итог.

Мы все время говорим, что нет достойного художественного руководителя и директора. А что, у нас есть достойные заведующие литературной частью? Это креативный менеджер внутри театра, который может подсказать и оригинальное репертуарное решение, и кого пригласить на роль. Таких заместителей художественного руководителя тоже не хватает.

Это одна из важнейших проблем, которые нужно решать с творческими вузами, где мы должны актуализировать преподавание, когда к нашей замечательной классической системе, теории будет добавляться больше практики, возможности поработать, набраться опыта.

— Индустрия кино сейчас претерпевает значительные изменения. К чему идет отрасль: к появлению большего числа онлайн-проектов, которые будут сниматься сразу для онлайн-платформ, или, например, уменьшится прокатное окно между выходом картины в кинотеатрах и выходом в онлайне?

— Несмотря на пандемию и расцвет онлайн-платформ, большое кино у нас снимается в основном для показа в кинотеатрах. Понятно, что растет сериальный рынок, сами платформы становятся соинвесторами проектов, и это позитивно для киноиндустрии, ведь дает возможность талантливым режиссерам и командам реализовываться.

Уменьшение прокатного окна ударяет по кинотеатрам, а в настоящее время им тяжелее, чем многим игрокам индустрии, поэтому надеемся, что продюсеры будут выдерживать этот промежуток между выходом в кинотеатрах и на платформах, ведь это на руку всей отрасли.

— Много мнений звучало о создании единой федеральной кинокомиссии, которая могла бы помочь компаниям организовывать съемки в регионах. Что уже предпринято в этом направлении?

— Федеральная кинокомиссия действительно нужна, в планах запустить ее работу в начале следующего года. Она будет содействовать организации съемок в России как для отечественных съемочных групп, так и иностранных, консультировать кинопроизводителей, помогать с согласованиями и локациями, координировать работу региональных кинокомиссий, разрабатывать регламенты и правила, инициировать изменения в законы для упрощения киносъемочной деятельности, а также продвигать российские локации для съемок на международном рынке. Что касается региональных кинокомиссий, то сегодня они работают уже в 18 субъектах и еще в 16 создаются.

— Министерство ведет работу над созданием стратегии развития киноотрасли, а также стратегии развития библиотечной отрасли на десятилетний период. Когда оба документа могут быть приняты и что будут включать?

— Концепция развития кинематографии до 2025 года должна учитывать результаты влияния пандемии на отрасль в 2020 году, в начале года мы оценим потери индустрии, так как понимаем, что поддержка отрасли в 2021–2023 годах должна быть антикризисной. И планируем принять документ в первой половине следующего года.

Стратегия развития библиотечного дела в Российской Федерации до 2030 года официально внесена в Правительство. В документ включены все основные задачи: совершенствование законодательства в части развития библиотек, запуск новых федеральных, ведомственных и региональных проектов по комплектованию и сохранности библиотечных фондов, конечно же, развитие цифровых решений в этой сфере и многое другое. Кстати, чтобы повысить эффективность реализации стратегии, мы проведем масштабную исследовательскую работу и сформируем единую систему мониторинга деятельности библиотек страны. Результаты исследования станут основой для разработки плана реализации стратегии.

вернуться к списку статей
Дата создания страницы: 02.12.2016 Дата последнего изменения страницы: 29.12.2020
Ответственный за наполнение страницы: Пресс-служба