instagram (1)
Министерство
Министерство
Деятельность
Деятельность
Контакты
Контакты
Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому

Ольга Любимова: «В период «онлайна» люди семьями садятся смотреть балет»

Ольга Любимова: «В период «онлайна» люди семьями садятся смотреть балет»

Аргументы и факты, 30 ноября 2020 года

Юлия Шигарева, «АиФ»: Есть такая расхожая фраза: музыканты и артисты живут в самолёте. Глядя на ваш, Ольга Борисовна, рабочий график — Пермь, Минск, Новосибирск, Оренбург, — кажется, что министр культуры тоже живёт в самолёте.

Ольга Любимова: Да, по отношению к музыкантам и артистам эта фраза справедлива. Ну и представители министерства культуры тоже часто в разъездах. Потому что суть нашей работы — обеспечить, чтобы то или иное учреждение культуры в стране было вовремя отреставрировано, чтобы у театра в любом городе был красивый зрительный зал, у музыкальных школ — новые инструменты.

Вот в Новосибирске, например, мы посетили консерваторию и приняли ряд важных решений, которые позволят восстановить это фактически разрушающееся уникальное образовательное учреждение. Программа визита была очень плотная, но удалось побывать на балете «Дон Кихот», потому что, как правило, мы из тех зрителей, кто вынужден уходить до начала спектакля — иначе не хватит времени на другие дела. Я никогда так мало не бывала в театре, так редко не смотрела кино, как в этот год пребывания на посту министра культуры. Представляете, как обидно: мы прилетаем в Пермь, видим, как репетирует с оркестром Теодор Курентзис, смотрим на него издалека, будто дети у Христа на ёлке, проводим серию встреч, совещаний, и улетаем... Но такая наша мобильность невероятно важна — она позволяет получить полную картину того, что происходит в российских регионах.

— Этот год стал очень тяжёлым для всего мира — пандемия больно ударила по всем отраслям экономики, по всем сферам жизни. Но, может, и что-то хорошее было? Эта необходимость преодолевать трудности такого масштаба чему-то научила?

— Я убеждена, что этот период мы будем вспоминать тепло. Как любые трудности, которые ты пережил достойно. То, что делают наши учреждения культуры, — это подвиг. Ведь за каждым руководителем театральной труппы или музыкального коллектива порой стоит до 5000 человек — это как огромное предприятие! Они стараются успокаивать своих сотрудников, вдохновлять их, сохранять все творческие настройки (а это вещь очень тонкая). А мы, министерство, в свою очередь, мотивируем руководителей, помогаем им. По каждому направлению в министерстве создана своя рабочая группа, мы предложили профессиональному сообществу самостоятельно разрабатывать стандарты того, как действовать в пандемию — ведь кто лучше них знает специфику своего учреждения, как не они сами?

Научила ли нас пандемия чему-то новому? Безусловно! Зачастую слышу мнение, что наши учреждения культуры — это ретроградные организации. Но прошедшие месяцы доказали, что это не так. Я благодарна коллективам музеев, театров, библиотек, образовательных организаций за то, что они смогли оперативно перестроиться на работу в режиме онлайн. Это главная победа — ни на секунду не прерывалась связь с аудиторией, со зрителем. 

Приведу лишь несколько цифр: за время пандемии на портале Культура.рф размещено более 2000 новых мультимедиа-материалов, а афиша онлайн-событий пополнилась более чем на 90 тыс. мероприятий со всей страны. Впервые три ежегодные всероссийские акции — «День театра», «Библионочь» и «Ночь музеев» — прошли полностью в онлайн-формате. На нашем сайте и в соцсетях состоялось более 100 трансляций, набравших 9 млн просмотров. Трансляции одной только «Ночи искусств» посмотрело более 2 млн человек.

— За эти месяцы люди по объективным причинам стали гораздо меньше ходить в театры, на выставки. Зато, как вы справедливо заметили, активно развивается культура в онлайне. А не отвыкнет публика вообще ходить в музеи или в филармонию? Зачем куда-то идти, если садишься на диван, включаешь компьютер: тут концерт Мацуева, там спектакль Миронова, а вон там Шнуров экскурсию по Третьяковке ведёт.

— Более того, за эти месяцы ограничения у зрителей появился фантастический навык (это хорошо заметно по нашим просмотрам на Культура.рф): когда люди семьями садятся смотреть балет, к примеру. Ведь сегодня это производится великолепно — многокамерная съемка, дышащая, живая. И этот опыт онлайн-трансляций мы обязательно сохраним. Как и опыт проведения в интернете дискуссий, в которых может участвовать порой 400 человек и подключиться в которым могут люди из всех регионов.

Когда летом немного ослабили карантинные ограничения и позволили давать концерты на открытом воздухе, мы увидели, как люди соскучились по этим выступлениям, как посещают с радостью. Так что — нет, не забудут. И старшее поколение, у которого привычка бывать на культурных мероприятиях крепче, обязательно приведёт за собой младших. Потому что все эти разговоры друг с другом в квадратике по зуму — они никогда не заменят теплоту человеческого общения. И даже идеально снятый спектакль не заменит возможности красиво одеться, прийти с близким человеком, а в конце вечера с ощущением внутренней наполненности вернуться из театра домой.

— Вы много говорите про регионы. И тут не могу не отметить, что в этом плане Министерство культуры героически идёт против течения. Ведь часто слышишь: в таком-то селе закрыли школу — нерентабельно, в такой-то посёлок больше не ходит автобус — нерентабельно. А вы в рамках нацпроекта «Культура» открываете в сёлах и малых городах библиотеки, кинотеатры, дома культуры.

— Исторически сложилось так, что культурная жизнь у нас в основном концентрируется в больших городах. Но благодаря нацпроекту «Культура» эту ситуацию мы начали постепенно менять. За неполные два года в рамках нацпроекта уже построено, реконструировано и капитально отремонтировано 400 домов культуры на селе. К концу года доведём количество модельных библиотек до 306, из которых 184 находятся в селах. 

Знаете, сейчас очень модно придумывать всякие логлайны, хэштеги... Если выражаться таким языком, то национальный проект «Культура» — это забота. Забота о том, чтобы культура, которой можно бесконечно гордиться, стала доступнее и ближе вне зависимости от места проживания человека.

Те же модельные библиотеки — это, по сути, такое интернет-кафе, культурный досуговый центр, где ты можешь спокойно подготовиться к занятиям или к выступлению на конференции, найти нужную справочную литературу или просто книжку почитать. И всё это — сидя на удобных пуфиках, а не на деревянном стуле с жёсткой спинкой, в уютной, светлой и современной атмосфере. И если в первый год регионы смотрели на эти начинания с опаской, то сейчас говорят: дайте ещё! А как востребованы передвижные автоклубы со сценами! Или виртуальные концертные залы, которые позволяют обеспечивать разнообразный культурный досуг, — по стране их уже 400.

Постепенно приводим в порядок детские театры, которые нуждаются ремонте. Семь уже открыты. В Чебоксарах, Саранске, Новоуральске, Мурманске, Ульяновске и Новосибирске детей принимали уже в прошлом году. А в этом году в сентябре после капитального ремонта открылся Челябинский молодежный театр. До конца года планируются к открытию еще семь: в Северной Осетии, Саратове, Оренбурге, Ульяновске, Пензенской обл., Астрахани.

Но важно понимать, что, несмотря на все капитальные вложения, сама по себе инфраструктура не обеспечит людям возможностей для самореализации и развития талантов. А именно такая задача поставлена президентом в качестве национальной цели. В этом помогают мероприятия, проводимые в рамках двух других федеральных проектов: «Творческие люди» и «Цифровая культура». Например, беспрецедентная программа подготовки кадров, по которой обучение уже прошли порядка 40 тысяч работников отрасли из всех регионов.

— Да, Денис Мацуев в интервью нам говорил, как это важно — качественный инструмент. Ведь каким бы талантливым ни был ребёнок, но если музыке в музыкальной школе он учится на «дровах», толку будет мало. А наши музыкальные школы в регионах хорошими инструментами похвастаться не могут.

— Мы впервые массово переоснащаем детские школы искусств и колледжи. За неполные два года уже более 500 образовательных организаций получили новые музыкальные инструменты, оборудование и учебные материалы. Ежегодно поддерживаем не менее 300 ДШИ, 20% из которых — сельские. До начала реализации нацпроекта этот вопрос стоял очень остро. Износ музыкальных инструментов почти везде был не менее 50%. 

В основном в школы поставляются традиционные инструменты: фортепиано и рояли, струнные, духовые, ударные. Но встречаются и редкости. Например, в этом году в Симферопольском музыкальном училище им. Чайковского появился электронный цифровой орган. Этот уникальный инструмент был собран специально для училища.

— Насколько все эти программы позволят сократить отток населения с их малой родине? Чтобы они не бежали в города-миллионники, а оставались в своём селе.

— Представляете себе ребенка, которого родители неделями обещают свозить в город, чтобы кино посмотреть. Конечно, он будет стремиться как можно скорее уехать в большой мир. А если у тебя в твоем городке есть возможность пойти с друзьями в кино или позаниматься в кружке в ДК, пойти учиться в детскую школу искуссв, то тебе и уезжать не захочется! Спросите у наших деятелей культуры, сколько из них начинало свой путь в искусство из глубинки. И скольких будущих гениев мы можем потерять, если возможности «прорастать» талантам там не будет. Если альтернативой Дому культуры остается только улица, то ничего хорошего не выйдет. Поэтому начиная с 2016 г. в регионах были построены, отреставрированы и капитально отремонтированы более 1,5 тысяч домов культуры.

Кстати, с введением того же модельного стандарта библиотек изменилось и отношение местных властей к библиотечной отрасли. Субъекты теперь вкладывают средства местного бюджета.

Нами было запланировано создание 110 библиотек ежегодно. Но по итогам двух лет планы немного поменялись. Обычно так говорят в отрицательном смысле. А у нас получилось наоборот. В 2019 г. вместо 110 создали 134 библиотеки в 44 субъектах. Причём регионы вложились довольно серьёзно (федеральные средства — 860 млн; региональные средства — 245 млн). В результате мы охватили больше половины регионов, все 8 федеральных округов. За 2020 г. их откроется ещё больше — 172 библиотеки. В создание библиотек нового поколения вкладываются и крупные компании. Например, Центральная библиотека им. Пушкина в Новокуйбышевске получила средства на модернизацию не только из федерального бюджета и бюджета города, но и от Новокуйбышевской нефтехимической компании. Компания понимает, что библиотеки способствуют развитию населения, и это потенциально ценные ресурсы для самих компаний. 

— Пандемия вносит свои коррективы в бюджеты. Культуры это тоже коснулось?

— А вот тут у нас есть повод для гордости: объём средств нацпроекта «Культура» до 2024 г. увеличен на 12,9 млрд руб. и составил 140,5 млрд руб. (в ранее утвержденной редакции было 127,5 млрд руб.). В нацпроект «Культура» включены новые мероприятия, среди них — господдержка лучших сельских учреждений культуры и их работников, стипендии творческим деятелям. Кроме того, на поправках ко второму чтению закона о бюджете удалось совместными усилиями с депутатским корпусом увеличить субсидии субъектам РФ на строительство и реконструкцию домов культуры на селе, приобретение автоклубов, создание модельных библиотек и ремонт детских театров.

Ещё один приятный момент — подписан приказ о выделении средств на проведение Рахманиновского конкурса. Как в мире существует зимняя и летняя Олимпиады, так в России теперь будут два престижнейших международных музыкальных состязания: конкурс Чайковского и конкурс Рахманинова.

— То есть государство осознало наконец важность культуры?

— И мы не собираемся останавливаться — мы задумали ещё и международный детский культурный форум, на который будут собираться самые наши маленькие деятели культуры, наша самая мягкая сила. И приезжать они будут с педагогами и родителями — потому что самому младшему участнику будет 5 лет. Важно выстроить диалог со всей семьей, говорить и с родителями и поддерживать их, ведь вырастить музыканта — это подвиг! И за каждым выдающимся исполнителем стоит семья.

вернуться к списку статей
Ответственный за наполнение страницы: Пресс-служба