О размещении кондиционеров и иных технических средств на фасадах объектов культурного наследия instagram (1)
Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому

О размещении кондиционеров и иных технических средств на фасадах объектов культурного наследия

О размещении кондиционеров и иных технических средств на фасадах объектов культурного наследия

23 августа 2019 г. Правительство РФ внесло в Государственную Думу законопроект «О внесении изменения в статью 473 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в части регулирования размещения кондиционеров и иных технических средств на фасадах объектов культурного наследия».

Законопроект разработан Минкультуры России в инициативном порядке в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия (далее - ОКН), неизменности их визуального восприятия, предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика, связанного с размещением на их фасадах различных технических устройств.

В статье 473 действующей редакции Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - 73-ФЗ) содержится общий запрет проводить работы, изменяющие предмет охраны ОКН, ухудшающие условия, необходимые для его сохранности, а также работы, изменяющие его облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры и интерьер в случае, если предмет охраны объекта не определен.

По итогам проведенного Минкультуры России анализа информации о размещении на фасадах объектов технических устройств, в том числе кондиционеров и тарелок спутникового телевидения, был сделан вывод о недостаточности правового регулирования данного вопроса. В отсутствие прямого запрета на размещение указанных устройств, в значительном количестве случаев они размещаются пользователями ОКН самостийно.

Проблема размещения технических устройств на фасадах ОКН носит не только эстетический характер. Применяемые средства и способы монтажа (крепления) технических устройств могут нанести вред объекту культурного наследия. В процессе монтажа-демонтажа в здании памятника делаются сквозные отверстия без учета имеющихся трещин и деформации, на объект оказывается механическое воздействие без учета его технического состояния.

Отсутствие однозначного правового запрета на размещение кондиционеров и иных технических устройств на фасадах ОКН создает дополнительные административные барьеры и факторы, стимулирующие коррупцию.

Законопроектом устанавливается запрет на установку внешних блоков кондиционеров, антенн, в том числе спутниковой связи, и других технических устройств и (или) их частей на фасадах ОКН в случае, если фасад объекта культурного наследия относится к его предмету охраны (за исключением технических устройств охраны и сигнализации).

Закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней со дня его официального опубликования.

Законопроектом предусмотрен переходный период:

1) в отношении ОКН, отнесенных к жилищному фонду:

демонтаж с фасада здания кондиционеров, антенн и других технических устройств, которые были установлены до вступления закона в силу, будет осуществляться только при проведении работ по сохранению такого ОКН, включающих реставрацию и приспособление ОКН для современного использования; проектная документация на проведение работ по сохранению ОКН должна содержать техническое решение системы кондиционирования воздуха с учетом необходимости создания благоприятных санитарно-гигиенических условий для проживания.

2) в отношении ОКН, не отнесенных к жилищному фонду:

демонтаж с фасада здания кондиционеров, антенн и других технических устройств, которые были установлены до вступления закона в силу, будет осуществляться в течение ста восьмидесяти дней со дня вступления в силу закона.

Проектируемые Законопроектом требования будут предъявляться, в силу положений статей 473 и 476 73-ФЗ, к собственнику ОКН, либо унитарному предприятию или учреждению, использующим ОКН на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления, или юридическому лицу, которым он передан безвозмездное пользование на основании гражданско-правового договора. На иные формы владения и использования ОКН, в том числе на отношения аренды, данные требования распространяться не будут.

В настоящее время 142 112 памятников и ансамблей включено в реестр. В 2018 году региональными органами охраны объектов культурного наследия были проведены мероприятия по контролю за состоянием памятников, в результате которых были установлены факты незаконного размещения навесного оборудования в 40 регионах.

В реестр включено 8726 ОКН, являющихся многоквартирными домами, из которых 35% имеют на фасадах кондиционеры или спутниковые антенны.

Законопроектом предусматривается вступление в силу в течение ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования. Указанный период необходим для приведения в соответствие с вводимыми требованиями проектной документации, по которой еще не начаты ремонтно-реставрационные работы, возможной корректировки актов историко-культурной экспертизы, проведения органами государственной охраны объектов культурного наследия фиксации состояния фасадов охраняемых памятников. Данная работа будет организована и проведена Минкультуры России совместно с региональными органами охраны объектов культурного наследия.

вернуться к списку статей
Ответственный за наполнение страницы: Министерство культуры Российской Федерации