Старинные иконы из Ферапонтова монастыря отреставрируют в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике instagram (1)
Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому

Старинные иконы из Ферапонтова монастыря отреставрируют в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике

Старинные иконы из Ферапонтова монастыря отреставрируют в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике

Памятники древнерусской живописи XVIII и XIX столетий в фонд федерального музея Вологодчины поступили в 30-50-е годы прошлого столетия, но возможность их отреставрировать появилась только сегодня.

«В реставрационной мастерской темперной живописи сейчас работают над реставрацией иконы «Покров Богоматери», поступившей в музей в 1924-1929 годы из церкви Благовещения Ферапонтова монастыря, и консервацией памятника «Рождество Иоанна Предтечи» из той же обители, – сообщает генеральный директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника Михаил Шаромазов. – Ансамбль Ферапонтова монастыря входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это один из крупных культурных, просветительских центров Руси и знаменитых заволжских монастырей, чьи старцы оказывали основополагающее влияние на политику Москвы. Имеет единственный в России полностью сохранившийся комплекс монастырских зданий дониконовского времени, на его территории находится самый древний каменный храм Севера Руси – собор Рождества Богородицы (1490 г.). Ферапонтов монастырь – единственный, где сохранилась полностью в достойном состоянии вся внутренняя роспись Дионисия, датируемая 1502 годом. Безусловно, в данной обители находилось множество икон, дошедших до нашего времени в разном состоянии и переданных в фонд Кирилло-Белозерского музея-заповедника, который является головным для Музея фресок Дионисия, разместившегося в архитектурном комплексе Ферапонтова монастыря».

Реставрацией уникальных экспонатов занимается заведующий отделом реставрации живописи Николай Петухов. В его задачи входит укрепление паволоки, левкаса и красочного слоя икон, удаление загрязнений с основы памятника, заполнение трещин и утрат основы древесно-клеевой массой, выполнение пробного раскрытия, тонирование утрат красочного слоя и реставрационных вставок левкаса.

«Рождество Иоанна Предтечи» – икона, созданная в начале XIX века. В высоту памятник достигает 120 сантиметров, в ширину – 48, 5. «Большие иконы, как правило, писались на материалах хвойных пород, – рассказывает музейный реставратор. – Использовали елку или сосну, реже – кедр (он очень дорогой), маленькие иконки выполняли из лиственных пород. К примеру, полотно «Покрова Богородицы» создано из липы. В Успенском соборе ансамбля Кирилло-Белозерского монастыря можно увидеть иконы, написанные на кипарисе. Естественно, к каждому материалу при реставрации нужен необходимый подход».

Чтобы сохранить икону «Рождество Иоанна Предтечи» в том виде, в котором она дошла до нас, реставратору необходимо произвести консервационные действия – укрепить левкас и красочный слой, сплотить и укрепить щит основы, удалить рабочие заклейки и поверхностные загрязнения с живописи и основы памятника. Эта икона служила прихожанам в течение двух столетий, естественно, она претерпела некоторые разрушения. Для таких памятников реставраторы Кирилло-Белозерского музея-заповедника выступают «скорой помощью», помогая иконам «поправиться» и больше не болеть.

Икона «Покров Богоматери» XVIII века практически отреставрирована. После удаления потемневшего слоя оливы живопись заиграла яркими красками.

«Осталось выровнять утраты красочного слоя, затем отшлифовать в соответствии с поверхностью, а потом уже затонировать в цвет окружающей живописи», – поясняет Николай Петухов. Работа сложная и кропотливая, которая не терпит ошибок. В руках реставратора – культурное наследие страны, и сохранить его особо важная и ответственная задача.

На счету у Н. Петухова десятки отреставрированных и законсервированных экспонатов. В свое время специалист работал на консервации памятников Успенского иконостаса (XVв). Этот иконостас Михаил Шаромазов называет произведениями искусства, равных которым не существует во всем мире.

«В ходе реставрации памятников из иконостаса Успенского собора установилось, что их писали мастера трех школ – Московской, Новгородской и Ростовской. Их деятельность положила начало общерусской иконописной традиции, а иконы их авторства стоят у истоков русской живописи XVI века, которую современные иконописцы признают эталонной», – говорит руководитель Кирилло-Белозерского музея-заповедника.

Иконы из Успенского иконостаса сейчас представлены в экспозиции Архимандричьих келий. Отреставрированные иконы «Покров Богордицы» и «Рождество Иоанна Предтечи» впоследствии также будут представлены широкому зрителю. Для них уже подготовлено особое место – в открытом фондохранилище Вологодской башни.

вернуться к списку статей
Ответственный за наполнение страницы: Пресс-служба