Архив «Часто задаваемые вопросы»
В сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию в части осуществления государственного контроля (надзора) Минкультуры России рассматривает вопросы, связанные с оборотом информационной продукции, относящейся к аудиовизуальной продукции на любых видах носителей (прокат кино- и видео- фильмов), а также информационной продукции, распространяемой посредством зрелищных мероприятий, относящихся к установленной сфере деятельности Министерства (различные концерты, спектакли и иные подобные мероприятия).
Полномочиями осуществления государственного контроля и надзора в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию в части осуществления за оборотом информационной продукции также наделены:
Рособрнадзор – применительно к информационной продукции, используемой в образовательном процессе;
Роспотребнадзор – применительно к информационной продукции, реализуемой потребителям, в части указания в сопроводительных документах на информационную продукцию сведений, полученных в результате классификации информационной продукции, а также размещения в соответствии с указанными сведениями знака информационной продукции с соблюдением требований технических регламентов;
Роскомнадзор – применительно к производству и выпуску средств массовой информации, вещанию телеканалов, радиоканалов, телепрограмм и радиопрограмм, а также к распространению информации посредством информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе в сети Интернет) и сетей подвижной радиотелефонной связи (за исключением надзорных полномочий, осуществляемых в данной сфере Рособрнадзором и Роспотребнадзором).
Классификация информационной продукции осуществляется производителями и (или) распространителями самостоятельно до начала ее оборота на территории Российской Федерации.
При наличии сомнений в соответствии информационной продукции заявленному знаку информационной продукции, вы вправе заказать экспертизу информационной продукции эксперту, экспертам и (или) экспертным организациям, аккредитованным Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
В обращении могут излагаться факты, свидетельствующие, по мнению заказчика, о наличии в информационной продукции информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, о несоответствии знака информационной продукции определенной категории информационной продукции.
К обращению прилагается экземпляр информационной продукции, являющейся объектом экспертного исследования, а также дополнительные материалы по желанию заказчика.
Порядок проведения такой экспертизы утвержден приказом Минкомсвязи России от 29.08.2012 № 217 (зарегистрирован Минюстом России 16 октября 2012 г., регистрационный № 25682). Оплата услуг экспертов и возмещение понесенных ими в связи с проведением экспертизы расходов осуществляются за счет заказчика экспертизы.
В соответствии со статьёй 6 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее - Закон) классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 Закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.
При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:
1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;
2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;
3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.
Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями Закона по следующим категориям информационной продукции:
1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;
2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;
3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;
4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;
5) информационная продукция, запрещенная для детей.
Классификация информационной продукции, предназначенной и (или)
используемой для обучения и воспитания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных общеобразовательных программ, осуществляется в соответствии с Законом и законодательством об образовании.
Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями Закона и законодательства Российской Федерации о государственной поддержке кинематографии.
Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.
Частью 6 статьи 11 Закона установлено, что до начала демонстрации посредством зрелищного мероприятия информационной продукции ей присваивается знак информационной продукции. В случае демонстрации нескольких видов информационной продукции для детей разных возрастных категорий указанный знак должен соответствовать информационной продукции для детей старшей возрастной категории. Указанный знак размещается на афишах и иных объявлениях о проведении зрелищного мероприятия, а также на входных билетах, приглашениях и иных документах, предоставляющих право его посещения.
Статьей 12 Закона установлено, что производитель, распространитель информационной продукции размещают знак информационной продукции и (или) текстовое предупреждение об ограничении ее распространения среди детей перед началом демонстрации фильма при кино- и видеообслуживании в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Размер знака информационной продукции должен составлять не менее чем пять процентов площади экрана.
В соответствии с пунктами 2 и 3 Порядка размещения знака информационной продукции и (или) текстового предупреждения об ограничении ее распространения среди детей перед началом демонстрации фильма при кино- и видеообслуживании, (приказ Минкультуры России от 16.08.2012 № 893) размещение знака информационной продукции и (или) текстового предупреждения об ограничении ее распространения среди детей перед началом демонстрации фильма при кино- и видеообслуживании осуществляется демонстратором фильма — физическим или юридическим лицом, осуществляющим показ фильма.
Основанием для размещения демонстратором фильма знака информационной продукции и (или) текстового предупреждения об ограничении ее распространения среди детей при кино- и видеообслуживании являются сведения, полученные в результате классификации фильма как информационной продукции, осуществленной ее производителем и (или) распространителем, и указанные в прокатном удостоверении фильма.