instagram (1)
Министерство
Министерство
Деятельность
Деятельность
Контакты
Контакты
Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому

Программа развития музыкального образования поможет повысить его качество и привлечь детей к музыкальному творчеству

Программа развития музыкального образования поможет повысить его качество и привлечь детей к музыкальному творчеству

Программа развития музыкального образования поможет повысить его качество и привлечь детей к музыкальному творчеству

Министерство культуры РФ разработало программу развития системы российского музыкального образования на 2015–2020 годы. Ее авторы уверены, что реализация документа поможет сохранить уникальную трехступенчатую подготовку музыкантов, которая начала формироваться в России еще в XIX веке.

Глава Департамента по науке и образованию Минкультуры России Александра Аракелова: «Первоначальный вариант программы появился еще год назад, тогда он был направлен на согласование ректорам профильных вузов, а затем в субъекты РФ. С учетом полученных предложений документ доработали, и надеемся, что в конце этого года будут первые результаты, связанные с его реализацией».

Александра Аракелова подчеркнула, что основная цель программы — сохранить уникальную поэтапную подготовку музыкантов, которой нет ни в одном государстве (за исключением бывших союзных республик): «Сначала идет музыкальная школа, потом — музыкальное училище, далее — консерватория или другой вуз искусств, то есть в России учатся 17–19 лет, чтобы стать музыкантом. Поэтому среди основных задач программы — повышение качества музыкального образования и привлечение как можно большего количества детей к музыкальному искусству. Если раньше, в советскую эпоху, почти в каждой общеобразовательной школе был хор, проводились смотры хоров, то сейчас эта традиция ушла, а предмет «музыка» в большинстве общеобразовательных школ превратился в прослушивание музыкальных произведений с беседами о музыке. Ушла творческая составляющая, дети перестали петь, играть на музыкальных инструментах, исчезли детские хоры и инструментальные ансамбли. Мы решили эти традиции для детей возродить, для этого совместно с Минобрнауки будут приняты конкретные меры по решению этой весьма важной для страны задачи».

Глава департамента также напомнила, что уже разработана общеобразовательная программа по учебному предмету «музыка» с определенными к этому предмету требованиями и задачами: «В 2014 году она проходила апробацию в ряде школ 15 регионов России, и полученные результаты будут учтены при разработке этих требований. Сейчас к программе разрабатывается методическое обеспечение».

Авторы программы развития музыкального образования рассчитывают, что в случае ее реализации увеличится не только число детей, занимающихся музыкой, но и повысится качество подготовки самих музыкантов. Кроме того, на базе ведущих вузов, реализующих образовательные программы в области музыкального искусства, планируется создать специальные методические центры. Ожидается, что они будут обеспечивать методическую и творческую координацию деятельности детских школ искусств, музыкальных училищ, общеобразовательных школ и педагогических вузов, в которых обучаются будущие учителя музыки. Также один из основных пунктов документа посвящен возрождению практики функционирования в общеобразовательных школах хоровых коллективов, духовых оркестров и других коллективных форм детского музыкального творчества. Для оценки результатов реализации программы ежегодно будет проводиться мониторинг.

Всего в России насчитывается 3 089 детских музыкальных школ и школ искусств с музыкальными отделениями, 176 средних учебных заведений и 45 вузов, реализующих образовательные программы в области музыкального искусства.

В числе наиболее острых проблем, с которыми столкнулась система музыкального образования, — кадровый дефицит, уменьшение количества обучающихся по ряду основополагающих музыкальных специальностей. Региональные и муниципальные оркестры, детские школы искусств и даже некоторые музыкальные училища испытывают острую потребность в музыкантах-оркестрантах, преподавателях музыкально-теоретических дисциплин. Особенно не хватает преподавателей по классам духовых и струнных инструментов. А количество детей, обучающихся в детских школах искусств на скрипке, виолончели и других струнных инструментах, за последние 10 лет снизилось почти на 35 тысяч. Уменьшение детей, которые обучаются в детских школах искусств на отделениях струнных и народных инструментов, отрицательно сказывается и на качестве профессионального образования: при приеме в музыкальные училища конкурсы по этим дисциплинам практически отсутствуют, а значит, и нет возможности отобрать лучших.

Кроме того, серьезную озабоченность у экспертов вызывает состояние материально-технической базы образовательных организаций, в первую очередь регионального и муниципального уровней. «В большинстве региональных и муниципальных образовательных организаций не обновляется парк музыкальных инструментов, не выделяются необходимые средства на пополнение библиотечных фондов, повышение квалификации педагогических работников, проведение творческих и просветительских мероприятий», — отмечается в тексте программы.

Для справки:

Система российского музыкального образования развивалась в двух направлениях. Первое связано с подготовкой профессиональных кадров, основанной на взаимосвязи трех этапов обучения — в детской школе искусств (музыкальной школе), музыкальных училищах (колледжах искусств) и музыкальных вузах (консерваториях, вузах искусств и культуры), а также двухступенной модели — средние специальные музыкальные школы и хоровые училища — музыкальный вуз (консерватория, вуз искусств).

Основа трехуровневой подготовки профессиональных музыкантов была заложена в конце XIX века. Эта модель сохранена, развита и приобрела общегосударственное значение в советский период.

Второе направление связано с массовым приобщением детей к музыкальному творчеству и получило наибольшее развитие во второй половине ХХ века в общеобразовательных школах и развитой сети клубных учреждений. Тогда детские хоровые коллективы, духовые оркестры, вокально-инструментальные ансамбли были массовым явлением.

вернуться к списку статей
Ответственный за наполнение страницы: Пресс-служба