instagram (1)
Министерство
Министерство
Деятельность
Деятельность
Контакты
Контакты
Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому

Отчет о письменных и устных обращениях граждан, поступивших в Министерство культуры Российской Федерации за 2023 год

5 февраля 2024
Текст документа

Итоговый отчет об обращениях граждан за 2023 год, поступивших в Министерство культуры Российской Федерации, подготовлен в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Регламентом Министерства культуры Российской Федерации, утвержденным приказом Минкультуры России от 07.06.2021 № 792.

Все поступившие в Министерство обращения регистрируются в установленный законом трехдневный срок и передаются на рассмотрение в Департаменты по компетенции, что позволяет осуществлять направление ответов заявителям на все поставленные в обращениях вопросы.

На все поступившие в Минкультуры России обращения граждан даны ответы в установленные законодательством сроки.

Информация о личном приеме граждан размещена на официальном сайте Министерства (https://culture.gov.ru/desk/personal_reception/).

Статистические данные по обращениям граждан 

В период с 1 января по 31 декабря 2023 года в Министерство культуры Российской Федерации поступило 14590 обращений граждан, в содержании которых указан 16671 вопрос. На контроль поставлено 14309 обращений. По вопросам, не относящимся к компетенции Министерства, обращения граждан направлены по принадлежности для исполнения в другие федеральные органы исполнительной власти, государственные учреждения и ведомства, о чем заявители уведомлены в соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В указанный период обращения граждан поступали в Минкультуры России по нескольким каналам связи, представленным в таблице ниже.

Источники поступлений обращений граждан
в Минкультуры России

Количество

Обращения, направленные из Администрации Президента Российской Федерации

3104

Обращения, направленные из Аппарата Правительства Российской Федерации

683

Обращения, направленные из Государственной Думы Российской Федерации

175

«Интернет-обращения», поступившие посредством специальной формы на официальном сайте Минкультуры России culture.gov.ru

8182

Обращения, направленные по другим каналам связи, (почта, курьерская доставка, фельдсвязь), в том числе перенаправление из других органов власти

 

2446

ВСЕГО поступивших обращений граждан

14590

 

Отчет о письменных и устных обращениях граждан, поступивших в Министерство культуры Российской Федерации за 2023 год

 

 

Посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»- Платформы обратной связи (ПОС) в Минкультуры России в 2023 году поступили обращения граждан в количестве 7702 сообщений.

Наиболее актуальные вопросы граждан за 2023 год и итоги их рассмотрения

Развитие культуры в сельских территориях России

Одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере культуры Российской Федерации является развитие культуры в сельских территориях.

В рамках национального проекта «Культура» в период 2019-2023 гг. по мероприятию по строительству (реконструкции) и капитальному ремонту сельских учреждений культуры построено, реконструировано и капитально отремонтировано 1550 сельских домов культуры. По мероприятию по устойчивому развитию сети учреждений культурно-досугового типа ввели в эксплуатацию 31 дом культуры. В 2024 году планируется осуществить строительство, реконструкцию и капитальный ремонт 346 сельских домов культуры.

О создании культурно-образовательных и музейных комплексов во Владивостоке, Калининграде, Кемерово и Севастополе

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» поставлена задача создания культурно-образовательных и музейных комплексов, включающих в себя концертные залы, театральные, музыкальные, хореографические и другие творческие школы, а также выставочные пространства (далее – Комплексы).

До конца 2024 года планируется завершить строительство Комплексов во Владивостоке, Калининграде, Кемерово и Севастополе, имеющих особое экономическое и социальное значение.

Создание Комплексов станет уникальным международным просветительским проектом, воплощающим идею доступности крупнейших мире собраний российского искусства для самой широкой аудитории. Проект будет иметь важное значение, как для воспитания подрастающего поколения, так и для развития международного культурного сотрудничества.

Реализация проекта повысит качество жизни жителей Владивостока, Калининграда, Кемерово и Севастополя, дав им возможность приобщения к лучшим образцам отечественной культуры, а также придаст этим городам особую привлекательность для российских и иностранных туристов.

Целью создания Комплексов является содействие сохранению и развитию единого культурно-образовательного пространства страны, а также повышению роли России в мировом гуманитарном и культурном пространстве.

Задачами создания Комплексов являются:

·       расширение доступа жителей Владивостока, Калининграда, Кемерово и Севастополя, сопредельных регионов и туристов к отечественному и мировому культурному наследию;

·       повышение доступности и качества образования в сфере культуры и искусства, реализация современных методов и подходов к обучению на базе принципов сотрудничества и проектной деятельности с привлечением ведущих отечественных и зарубежных педагогов, выдающихся деятелей культуры и искусства;

·       обеспечение высококвалифицированными кадрами учреждений культуры, том числе в создаваемых в рамках Комплексов;

·       формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи в сфере культуры и искусства.

В рамках Комплексов будут построены концертные, выставочные и театральные залы, здания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы в области музыкального, хореографического, театрального и других видов искусств. В Комплексы будут интегрированы действующие региональные и муниципальные учреждения культуры и образовательные организации.

Комплексы дополнят имеющуюся в регионах культурную инфраструктуру, формируя единое культурно-образовательное пространство городов сопредельных территорий.

Об аттестации специалистов в области сохранения объектов культурного наследия (за исключением спасательных археологических работ), в области реставрации иных культурных ценностей

С 01.03.2023 вступили в силу следующие изменения в приказ Минкультуры России от 05.05.2012 № 474 «Об утверждении Порядка проведения аттестации специалистов в области сохранения объектов культурного наследия (за исключением спасательных археологических полевых работ),в области реставрации иных культурных ценностей»:

- сокращены сроки рассмотрения заявлений на аттестацию специалистов с 45 до 15 рабочих дней;

- для получения квалификационной категории специалиста требуется высшее, среднее и/или дополнительное профессиональное образование (по программам профессиональной переподготовки в объеме не менее 250 часов);

- требование о наличии не менее 3 (третьего) разряда реставратора по соответствующей специальности для присвоения третьей квалификационной категории при наличии среднего и/или дополнительного профессионального образование отменено.

- подача документов на аттестацию специалистов в области сохранения объектов культурного наследия (за исключением спасательных археологических работ), в области реставрации иных культурных ценностей возможна в том числе в электронном виде через универсальную форму на ЕПГУ.

Аттестация бессрочна. Государственная пошлина не взимается.

Реестр аттестованных специалистов в области сохранения объектов культурного наследия (за исключением спасательных археологических работ), в области реставрации иных культурных ценностей размещен по следующему пути: https://opendata.mkrf.ru/opendata/7705851331-certified_specialist.

Информация о прохождении аттестации размещена на официальном сайте Минкультуры России по следующему пути: https://culture.gov.ru/about/departments/departament_gosudarstvennoy_okhrany_kulturnogo_naslediya/activities/attestation/.

О нарушениях законодательства об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации

Согласно нормам Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории культуры) народов Российской Федерации» Минкультуры России осуществляет полномочия по государственной охране объектов культурного наследия, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 759-р.

Полномочия по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения (за исключением объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 759-р), объектов культурного наследия регионального значения, а также выявленных объектов культурного наследия возложены на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Контрольные (надзорные) мероприятия проводятся в соответствии с разграничениями полномочий Минкультуры России и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем Минкультуры России осуществляет контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения и федеральному государственному надзору в области охраны объектов культурного наследия.

О выполнении работ по переустройству помещений, находящихся в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия

Работы по сохранению объектов культурного наследия проводятся в соответствии со статьей 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон).

Федеральным законом от 24.07.2023 № 365-ФЗ внесены изменения в статьи 57 и 166 Жилищного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон № 73-ФЗ, касающиеся проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных жилых домах, являющихся объектами культурного наследия (далее соответственно – МКД ОКН, ОКН).

В случае, если работы по капитальному ремонту, проводимые в соответствии с жилищным законодательством, не затрагивают утвержденный предмет охраны ОКН, то такие работы не являются работами по его сохранению в соответствии с Федеральным законом № 73-ФЗ.

В случае, если предмет охраны не определен, разрешается проводить работы по капитальному ремонту ОКН или выявленного ОКН, при условии, что такие работы не изменяют архитектурный облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер МКД ОКН. Данные работы также не относятся к работам по сохранению ОКН. В указанных случаях в соответствующий орган охраны ОКН направляется уведомление о планируемых работах.

Порядок проведения работ по капитальному ремонту МКД ОКН, в случае, если они затрагивают предмет охраны, не изменяется – такие работы выполняются путем проведения работ по сохранению ОКН при соблюдении всех требований Федерального закона № 73-ФЗ.

Для проведения реставрационных работ необходимо согласовать проектную документацию на проведение работ по сохранению на основании акта государственной историко-культурной экспертизы в соответствии с приказом Минкультуры России от 05.06.2015 № 1749 «Об утверждении Порядка подготовки и согласования проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия» и получить разрешение на проведение указанных работ в соответствии с пунктом 5.2 Порядка выдачи разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, утвержденного приказом Минкультуры России от 21.10.2015 № 2625.

В соответствии со статьей 33 Федерального закона объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны).

В случае если интерьер объекта культурного наследия не относится к предмету охраны объекта культурного наследия, отделка кабинетов, с/у, душевых и других помещений носит современный характер, работы по переустройству таких помещений, не являющиеся работами по сохранению объекта культурного наследия согласно статье 40 Федерального закона, могут быть проведены в рамках работ по содержанию такого объекта, при условии отсутствия влияния на общее имущество многоквартирного дома – объекта культурного наследия, на изменение пропорций и параметров памятника, составляющих его предмет охраны.

Работы по содержанию объекта культурного наследия проводятся в рамках хозяйственной деятельности собственника либо иного законного владельца объекта культурного наследия, и не требуют получения разрешительных документов и прохождения государственной историко-культурной экспертизы, согласования проектной документации на проведение работ по сохранению памятника.

О выполнении работ в границах территории объекта культурного наследия, либо на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия

Согласно статье 5.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон)
в границах территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия. Разрешается ведение хозяйственной деятельности, не противоречащей требованиям обеспечения сохранности объекта культурного наследия и позволяющей обеспечить функционирование объекта культурного наследия в современных условиях.

В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 36 Федерального закона изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы в границах территории объекта культурного наследия либо на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при условии реализации согласованных уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия обязательных разделов об обеспечении сохранности объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия, включающих оценку воздействия проводимых работ на объект культурного наследия.

Согласно статье 30 Федерального закона разделы документации, обосновывающие меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия при проведении земляных, мелиоративных, хозяйственных работ и иных работ в границах территории объекта культурного наследия либо на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, являются объектом государственной историко-культурной экспертизы.

Получение задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в уполномоченном органе охраны объектов культурного наследия для разработки раздела документации, обосновывающего меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, при проведении земляных, мелиоративных, хозяйственных работ и иных работ в границах территории объекта культурного наследия либо на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, не требуется.

О порядке включения объектов культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации

Объекты недвижимого имущества и иные объекты могут быть включены в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – реестр) и подлежать государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, способных причинить им вред, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Снос объектов культурного наследия (далее – ОКН), включенных в реестр, а также выявленных ОКН запрещен.

Порядок включения ОКН в реестр установлен статьями 16.1 и 18 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), а также приказом Минкультуры России от 02.07.2015 № 1905 «Об утверждении порядка проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия».

Согласно пункту 12 статьи 18 Федерального закона в реестр могут быть включены выявленные ОКН, со времени возникновения или с даты создания которых либо с даты исторических событий, с которыми такие объекты связаны, прошло не менее сорока лет (за исключением мемориальных квартир и мемориальных домов, которые связаны с жизнью и деятельностью выдающихся личностей, имеющих особые заслуги перед Россией, и которые могут быть отнесены к объектам культурного наследия до истечения указанного срока после смерти таких лиц). При этом включению в реестр подлежат объекты археологического наследия, с момента возникновения которых прошло не менее ста лет.

В соответствии со статьей 18 Федерального закона в случае принятия уполномоченным органом охраны решения о наличии у объекта историко-культурной ценности и о включении объекта, обладающего признаками ОКН, в перечень выявленных ОКН данный орган обеспечивает проведение государственной историко-культурной экспертизы (далее – экспертиза), необходимой в соответствии со статьей 28 Федерального закона № 73-ФЗ для обоснования включения ОКН в реестр и определения категории его историко-культурного значения. Порядок организации и проведения экспертизы установлен нормами Федерального закона и Положения о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 № 569 (далее – Положение № 569).

Согласно пункту 6 Положения № 569 экспертиза проводится по инициативе заказчика – заинтересованного органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического или физического лица на основании договора между заказчиком и экспертом, при этом согласно статье 31 Федерального закона заказчик работ, подлежащих экспертизе, оплачивает ее проведение.

В случае если по результатам проведения экспертизы будет сделан вывод об обоснованности включения объекта в реестр в качестве ОКН регионального либо местного (муниципального) значения, соответствующее решение принимается региональным органом охраны ОКН.

Об оказании поддержки авторам литературных и драматических произведений/ исполнителям патриотической песни и стихов/ эстрадным и современным исполнителям/талантливой молодёжи

«Согласно положению о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 № 590, вопросы книгоиздательской и литературной, а также исполнительской деятельности не относятся к полномочиям Минкультуры России. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20.11.2020 № 719 «О совершенствовании государственного управления в сфере цифрового развития, связи и массовых коммуникаций» функции по оказанию государственных услуг в сфере печати, издательской и полиграфической деятельности возложены Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Вместе с тем, не имея полномочий в продвижении самостоятельных авторов и исполнителей, Министерство в соответствии с действующим законодательством в установленном порядке оказывает поддержку в реализации социально значимых творческих проектов. Действующие меры государственной поддержки реализуются на конкурсной основе по итогам проведения заявочной кампании на соискание грантов, премий, субсидий в установленной законодательством форме. Организационно-финансовый план ведомства формируется ежегодно на конкурсной основе.

Со стороны Минкультуры России разработана общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства «Культура. Гранты России» (https://grants.culture.ru/). Портал объединяет в себе сведения о федеральных, региональных, муниципальных и частных грантах, предназначенных для поддержки творческих проектов в области культуры и искусства. С помощью данного ресурса можно получить полную и достоверную информацию о существующих в настоящее время в Российской Федерации грантах и условиях их предоставления.

О поддержке творческих проектов/постановок

Поддержка творческих проектов осуществляется на основании конкурсного отбора.

С перечнем актуальных конкурсов, грантов и премий, информацией о сроках и формах подачи заявок возможно ознакомиться на официальном сайте Минкультуры России: https://culture.gov.ru/ в разделе: Министерство/Департаменты/Департамент государственной поддержки искусства и народного творчества/Новости.

Минкультуры России ежегодно в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 18.08.2014 № 823 и от 18.04.2014 № 354 оказывает содействие в реализации творческих проектов в области музыкального и театрального искусства. Правила предоставления из федерального бюджета субсидий для реализации творческих проектов изложены в постановлении Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 № 1579.

Перечень грантополучателей ежегодно определяется экспертным советом Минкультуры России, состоящим из видных деятелей культуры и искусства. В конкурсном отборе имеют право участвовать не только государственные учреждения, но и некоммерческие организации.

Кроме того, во исполнение указа Президента Российской федерации от 17.05.2021 № 287 создан Президентский фонд культурных инициатив (https://фондкультурныхинициатив.рф), основной целью которого является всесторонняя поддержка проектов в области культуры, искусства и креативных (творческих) индустрий, реализуемых некоммерческими, коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями. Одновременно хотели бы проинформировать о возможностях ресурса, созданного Минкультуры России, который может быть использован для продвижения Ваших проектов. Интернет портал «PRO.Культура.РФ» (https://pro.culture.ru/) – это цифровая платформа для продвижения услуг и мероприятий в сфере культуры, целевой аудиторией которой являются специалисты российских учреждений культуры и организаторы мероприятий. Платформа имеет широкий спектр возможностей для профессионального сообщества. Подробная информация о правилах оформления события размещена на официальном сайте портала.

Хочется отдельно отметить, что в 2023 году создана новая система грантовой поддержки творческих проектов в сфере народного искусства. Появление новой грантовой программы стало одним из главных достижений проведения Года культурного наследия народов России. Правила предоставления субсидий на эти цели утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24.01.2023 № 76 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета грантов в форме субсидий некоммерческим организациям для реализации творческих проектов в сфере народного искусства». В конкурсе могут принять участие заинтересованные некоммерческие организации. Средства господдержки могут быть направлены на создание новых программ, фестивалей, творческих лабораторий, фольклорных экспедиций, проведение гастролей, мастер-классов или семинаров.

Старт приема заявок на реализацию проектов в 2025 году будет объявлен на официальном сайте Минкультуры России в 2024 году в разделе: «Министерство» / «Департаменты» / «Департамент государственной поддержки искусства и народного творчества» / «Новости департамента» и на Портале предоставления мер финансовой государственной поддержки: https://promote.budget.gov.ru/.

Также сообщаем, что по вопросам поддержки театральных проектов Вы можете также обратиться в Союз театральных деятелей Российской Федерации (тел.: +7(495)650-28-46, e-mail: stdrf@stdrf.ru).

Дополнительно информируем, что Минкультуры России создан информационный портал «Культура. Гранты России», аккумулирующий конкурсы и гранты в области культуры и искусства в Российской Федерации.

Об отсутствии спектаклей патриотической направленности

Безусловно, федеральные учреждения культуры в своей творческой деятельности реализуют главные приоритеты государственной культурной политики.

Так, творческие коллективы подведомственных Минкультуры России федеральных учреждений сочли важной и необходимой мерой обозначить свою гражданскую позицию, расширив свою деятельность проведением специальных творческих программ патриотической направленности.

Что касается появления в репертуаре отечественных театров спектаклей, посвященных историческим событиям сегодняшнего дня, а также подвигу, мужеству и героизму российских военных в ходе Специальной военной операции, руководителями ведущих театральных коллективов страны отмечается, что на сегодня отсутствует соответствующий драматургический материал.

В этой связи Минкультуры России инициировало работу, направленную на поддержку драматургов, пишущих пьесы патриотического содержания.

Вместе с тем информируем, что Союзом театральных деятелей Российской Федерации (далее – СТД РФ) в 2023 г. при поддержке Минкультуры России проведен конкурс пьес «Новое время. Новые герои» по тематике актуальных событий сегодняшних дней, в том числе специальной военной операции. На конкурс были отправлены 204 пьесы от 185 авторов из регионов России, включая новые субъекты. Лауреаты конкурса получили денежные призы. Тексты пьес-победителей опубликованы на сайте СТД РФ. Театры, заинтересованные в постановке пьес-победителей конкурса в сезоне 2023 - 2024 гг., могут получить грант СТД РФ на частичное финансирование новой постановки.

Об организации выступлений в поддержку российских военнослужащих – участников СВО от профессиональных музыкантов и любительских исполнителей.

Министерство культуры Российской Федерации получает большое количество обращений со всей страны от профессиональных музыкантов и любительских исполнителей с просьбой об организации их выступлений в поддержку российских военнослужащих – участников СВО. Все эти обращения наглядно показывают удивительную сплочённость нашего общества и подъём гражданских патриотических чувств у населения. Ежедневно по всей стране проходят благотворительные мероприятия, организованные, как по линии различных органов власти, так и самостоятельно – активными гражданами и общественными организациями.

По линии работы Минкультуры России единым оператором по организации таких мероприятий определён ФГБУК «Росконцерт», который в рамках заключённого с Минобороны России соглашения о сотрудничестве организует и регулярно проводит театрально-концертные мероприятия для российских военнослужащих участников СВО в воинских частях, госпиталях и пунктах переподготовки мобилизованных.

Вместе с тем, региональные органы власти в сфере культуры также проводят большое количество мероприятий патриотической направленности, и для возможного участия в них рекомендовали бы также обратиться в соответствующее региональное ведомство.

О трудоустройстве в сфере культуры

Минкультуры России, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляет деятельность в порядке и пределах, определённых федеральными законами, актами Президента и Правительства Российской Федерации, выполняет функции и полномочия учредителя федеральных автономных, бюджетных и казённых учреждений, оказывает финансовую и организационную поддержку подведомственных Министерству учреждений культуры. В соответствии с положением о Минкультуры России в полномочия ведомства входит согласование художественных руководителей федеральных государственных учреждений культуры.

Вместе с тем согласно ст. 64 Трудового кодекса Российской Федерации заключение трудового договора государственных учреждений субъектов Российской Федерации регулируются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В этой связи, представляется целесообразным по вопросу трудоустройства
в сфере культуры и искусства обратиться непосредственно к руководству интересующих Вас творческих организаций и коллективов тех регионов, где заявитель планирует осуществлять трудовую деятельность.

Дополнительно информируем, что Минкультуры России на портале PRO.КУЛЬТУРА.РФ (https://pro.culture.ru/new/vacancies) опубликованы данные о вакансиях в организациях в сфере культуры и искусства всех регионов страны. На данном ресурсе размещены вакансии в образовательных учреждениях, библиотеках, театрах, музеях, концертных организациях и других учреждениях культуры. Информация обновляется ежеквартально и содержит перечень организаций с указанием их почтового адреса, интернет-сайта, контактных данных руководителя, вакантных должностей и количества вакантных ставок.

О высказываниях отдельных представителей публичных профессий

Информируем, что в целях защиты интересов Российской Федерации и её граждан, поддержания международного мира и безопасности Правительством Российской Федерации уже принят ряд законодательных мер (Федеральный закон от 04.03.2022 № 32-ФЗ) с соответствующим наказанием за публичные действия, направленные на дискредитацию Вооруженных Сил Российской Федерации.

Обращаем Ваше внимание, что вопросы патриотических чувств граждан, а также сохранения национальных культурных традиций, безусловно, принадлежат к приоритетам государственной политики, реализуемой Министерством культуры Российской Федерации.

Минкультуры России в соответствии с пунктом 6.8 раздела II Положения о ведомстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 № 590, осуществляет контроль за деятельностью территориальных органов и подведомственных Министерству организаций – федеральных музеев, филармоний, театров, симфонических оркестров.

Ежегодно при финансовой поддержке Министерства проходит большое количество проектов, посвященных актуальным темам в области духовно-нравственного воспитания и просвещения граждан, сохранения и развития традиционных ценностей нашей страны, которые складывались на протяжении многих веков.

Кроме того, в рамках работы по созданию условий для гармоничного развития детей и молодежи на основе их приобщения к традиционных духовно-нравственным ценностям экспертами в области культуры и искусства проводится отбор лучших ориентированных на указанные задачи культурных мероприятий, в том числе проводимых подведомственными Минкультуры России учреждениями, для предоставления возможности молодежной аудитории бесплатного посещения таких мероприятий за счёт средств федерального бюджета с сентября 2021 года в рамках программы социальной поддержки молодежи от 14 до 22 лет «Пушкинская карта».

Со своей стороны, Министерство создает и продвигает в Сети Интернет информационные порталы, направленные на приобщение детей и их родителей к лучшим образцам отечественного историко-культурного наследия, а также становление гражданской идентичности детей и молодежи.

При поддержке Минкультуры России успешно развиваются порталы «Культура.РФ» и «История.РФ», а также федеральная государственная информационная система «Национальная электронная библиотека», обеспечивающая свободный доступ читателей к полнотекстовым электронным изданиям через информационно-телекоммуникационную Сеть Интернет.

Просьбы об отказе в выдаче прокатных удостоверений на фильмы или в отзыве ранее выданных прокатных удостоверений на фильмы

В соответствии со статьей 5.1. Федерального закона от 22.08.1996 № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» (далее – Закон № 126-ФЗ) осуществление на территории Российской Федерации проката фильма и (или) показа фильма без прокатного удостоверения не допускается, за исключением случаев, указанных в Законе № 126-ФЗ.

В соответствии с п.5.6.3. Положения о Минкультуры России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 № 590, Минкультуры России выдает прокатные удостоверения на фильмы, созданные в Российской Федерации или приобретенные за рубежом для проката на территории Российской Федерации.

Минкультуры России при выдаче прокатных удостоверений руководствуется требованиями законодательства, в частности, положениями Закона № 126-ФЗ, Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и Правилами выдачи, отказа в выдаче и отзыва прокатного удостоверения на фильм, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2016 № 143 (далее – Правила).

В соответствии с пунктом 18 Правил прокатное удостоверение не выдается:

а) если на фильм, в отношении которого подано заявление, уже выдано прокатное удостоверение другому лицу, являющемуся обладателем исключительных прав на этот фильм;

б) если фильм содержит материалы, нарушающие законодательство Российской Федерации о противодействии терроризму и экстремистской деятельности;

в) если фильм содержит сведения о способах, методах разработки и изготовления наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, материалы, пропагандирующие порнографию, насилие и жестокость, материалы, пропагандирующие нетрадиционные сексуальные отношения и (или) предпочтения, педофилию, смену пола;

г) если в фильме используются скрытые вставки и иные технические приемы и способы распространения информации, воздействующие на подсознание людей и (или) оказывающие вредное влияние на их здоровье;

д) если фильм содержит нецензурную брань (за исключением выдачи прокатного удостоверения на прокат фильма на материальном носителе);

е) в иных определенных федеральными законами случаях.

В свою очередь основания для отзыва прокатного удостоверения определены пунктом 20 Правил. Такими основаниями являются:

а) представление лицом, получившим прокатное удостоверение, заявления о добровольном отказе от прокатного удостоверения;

б) несоответствие фактически демонстрируемой и распространяемой копии фильма копии, представленной для получения прокатного удостоверения в соответствии с подпунктом «д» пункта 6 настоящих Правил;

в) несоответствие фактической даты начала показа фильма дате, указанной в прокатном удостоверении;

г) поступление в Минкультуры России заявления, содержащего сведения
о планируемой дате начала показа фильма, совпадающей с датой, зафиксированной в ранее выданном прокатном удостоверении на иной фильм (за исключением случая, когда прокатное удостоверение было выдано за 6 или более месяцев до даты начала показа фильма на территории Российской Федерации, указанной в прокатном удостоверении);

д) выявление при публичной демонстрации фильма материалов, содержащих информацию, распространение которой запрещено законодательством Российской Федерации;

е) выявление недостоверных сведений в документах, послуживших основанием для выдачи прокатного удостоверения.

Указанный перечень оснований для отказа и отзыва прокатного удостоверения на фильм является исчерпывающим.

По фильмам, указанным в обращениях граждан, Минкультуры России осуществлялся просмотр таких фильмов на предмет наличия в них запрещенной к распространению информации. В случае выявления оснований в выдаче прокатного удостоверения отказывалось либо прокатное удостоверение отзывалось.

Как получить финансовую поддержку на создание фильма

Государственная финансовая поддержка производства национальных фильмов оказывается в форме субсидий в соответствии с правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2023 № 1780 «Об утверждении Правил предоставления из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг», а также постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2023 № 1781 «Об утверждении Правил отбора получателей субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг».

Информация об условиях предоставления субсидий, сроках сбора заявок, а также о порядке отбора организаций кинематографии – получателей субсидий на производство национальных фильмов – размещается в разделе «Новости» Департамента кинематографии и цифрового развития на сайте Минкультуры России: www.culture.gov.ru.

Для создания фильма за счет средств федерального бюджета заинтересованная организация кинематографии вправе представить проект такого фильма в установленном порядке в период сбора заявок, что позволит претендовать на государственную финансовую поддержку Минкультуры России.

В соответствии с установленной процедурой все представляемые на конкурс проекты рассматриваются соответствующим экспертным советом Минкультуры России. По итогам рассмотрения принимается решение о выделении субсидии на производство того или иного фильма.

О демонстрации фильмов в кинотеатрах без прокатных удостоверений

В соответствии со статьей 5.1 Федерального закона от 22.08.1996 № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» осуществление на территории Российской Федерации проката фильма и (или) показа фильма без прокатного удостоверения, устанавливающего, в частности, способ использования фильма, не допускается, за исключением показа по эфирному, кабельному, спутниковому телевидению фильма, созданного для такого показа, и показа на проводимом на территории Российской Федерации международном кинофестивале фильма, ввезенного из-за рубежа для данного показа, а также некоммерческого показа музеями, выставочными залами, домами и дворцами культуры, клубами, парками культуры и отдыха, библиотеками, архивами, научными организациями или образовательными организациями перешедших в общественное достояние фильмов, созданных на территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах Государственной границы Российской Федерации.

Осуществление на территории Российской Федерации проката фильма и (или) показа фильма без прокатного удостоверения на фильм или нарушение установленного в прокатном удостоверении способа использования фильма, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае поступления обращений о демонстрации фильмов без прокатных удостоверений, такие обращения направляются в соответствующие управления Минкультуры России для рассмотрения вопроса о привлечении демонстраторов фильмов к административной ответственности, предусмотренной ч.1ст.14.58. и ч. 1 ст. 19.7.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вывоз струнных смычковых музыкальных инструментов из Российской Федерации

В соответствии с пунктом 7 статьи 11.2 Закона Российской Федерации
от 15.04.1993 г. № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (далее – Закон № 4804-1) документом, подтверждающим отнесение (неотнесение) движимых предметов к культурным ценностям, или к культурным ценностям, подпадающим под разрешительный порядок вывоза, является экспертное заключение, оформляемое по заявлению физического лица аттестованными Минкультуры России экспертами по культурным ценностям по форме, утвержденной приказом Минкультуры России от 01.03.2018 № 205.

Список экспертов размещен на официальном сайте Минкультуры России - culture.gov.ru – в разделе «Деятельность – вывоз (временный вывоз) и ввоз (временный ввоз) культурных ценностей».

В соответствии со статьей 35.6 Закона 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» предусматривается выдача заявителям паспортов на струнный смычковый музыкальный инструмент или смычок, отнесенные по результатам экспертизы к культурным ценностям, имеющим особое значение, или неотнесенные к культурным ценностям либо к культурным ценностям, в отношении которых правом Евразийского экономического союза установлен разрешительный порядок вывоза. Паспорта выдаются территориальными органами Минкультуры России.

Таким образом, оформление паспорта на струнный смычковый музыкальный инструмент для его вывоза за пределы Российской Федерации является обязательной процедурой.

Для оформления паспорта на струнный смычковый музыкальный инструмент необходимо обратиться в территориальное управление Минкультуры России (адреса и телефоны территориальных управлений размещены на вышеуказанном сайте в разделе «Министерство – территориальные органы»).

С 01.01.2024 предусматривается:

- обязательная маркировка химической меткой струнных смычковых музыкальных инструментов и смычков, являющихся культурными ценностями, а также не отнесенных по результатам экспертизы к культурным ценностям;

- обязательная маркировка радиочастотной меткой струнных смычковых музыкальных инструментов и смычков, являющихся культурными ценностями.

Радиочастотная метка на струнные смычковые музыкальные инструменты и смычки, не являющиеся культурными ценностями, наносится по желанию заявителя и обязательной не является.

Вывоз указанных музыкальных инструментов, не прошедших процедуру маркировки, с 01.01.2024 не представляется возможным.

Организация процедуры нанесения меток на музыкальные инструменты осуществляется территориальными органами при взаимодействии
с Департаментом музеев и внешних связей.

О пополнении Музейного фонда Российской Федерации

Сохранение материального культурного наследия, в частности культурных ценностей, имеющих историческое и художественное значение, в Российской Федерации осуществляется путем пополнения Музейного фонда Российской Федерации.

Вместе с тем Минкультуры России осуществляет свою деятельностьв соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 № 590 (далее – Положение) и действует в пределах определенных Положением полномочий, в связи с чем не является участником процесса пополнения Музейного фонда Российской Федерации и не принимает непосредственного участия в сделках дарения, пожертвования и купли-продажи культурных ценностей, находящихся в частной собственности.

В этой связи в случае заинтересованности в дарении, пожертвовании или продаже культурных ценностей рекомендуем обращаться с соответствующим предложением непосредственно в музеи.

Вопросы управления имуществом

Среди поступающих обращений граждан на указанную тему основная часть обращений касается заключения договоров аренды или безвозмездного пользования объектами недвижимости, оформления земельно-правовых отношений, проведения реставрационных работ и работ по сохранению объектов культурного наследия.

Поступающие обращения относятся как к объектам недвижимости, закрепленным за подведомственными Минкультуры России организациями, так и к объектам федеральной и иных форм собственности, не относящимся к имуществу подведомственных Минкультуры организаций.

Согласно подпункту 5.4.1 пункта 5.4 Положения о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 № 590, Минкультуры России осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного подведомственным Минкультуры России организациям.

Порядок заключения договоров аренды и безвозмездного пользования имуществом, закрепленным за подведомственными Минкультуры России организациями, регламентирован Положением об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального бюджетного учреждения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 № 537.

Дополнительные условия и ограничения по передаче в аренду и безвозмездное пользование объектов федеральной собственности предусмотрены Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (ст. 17.1. Особенности порядка заключения договоров
в отношении государственного и муниципального имущества), Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (ст. 52.1. Предоставление объекта культурного наследия, включенного в реестр и находящегося в государственной собственности, в безвозмездное пользование).

Вопросы земельно-правовых отношений регламентированы Земельным кодексом Российской Федерации, в части оформления сервитута – также постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2014 № 1461 «Об утверждении Правил определения размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности».

Вопросы сохранения объектов культурного наследия, права и обязанности правообладателей объектов культурного наследия регламентируются Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

По итогам рассмотрения обращений заявителям направляются разъяснения по указанным вопросам в отношении объектов федеральной собственности и закрепленных за подведомственными организациями Минкультуры России. В соответствующих случаях реализуется процедура согласования заключения договоров в отношении объектов федеральной собственности, закрепленных за подведомственными организациями Минкультуры России.

В отношении объектов, не относящихся к имуществу подведомственных Минкультуры организаций, соответствующие обращения переадресовываются уполномоченным федеральным органам исполнительной власти либо органам власти субъектов Российской Федерации с одновременным направлением заявителям соответствующих разъяснений.

Переход с платного обучения на бесплатное

Порядок и случаи перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное, утвержден приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от 06.02.2013 № 443 (далее – Порядок).

Переход с платного обучения на бесплатное осуществляется при наличии свободных мест, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по соответствующей образовательной программе по профессии, специальности, направлению подготовки и форме обучения на соответствующем курсе.

Образовательной организацией обеспечивается открытость информации о количестве вакантных бюджетных мест для перехода с платного обучения на бесплатное, сроках подачи обучающимися заявлений на переход с платного обучения на бесплатное путем размещения указанной информации
в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет».

Таким образом, за подробной информацией по вопросу перехода с платного обучения на бесплатное гражданин должен обратиться непосредственно в образовательную организацию.

Вместе с тем согласно статье 54 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе снизить стоимость платных образовательных услуг по договору об оказании платных образовательных услуг с учетом покрытия недостающей стоимости платных образовательных услуг за счет собственных средств этой организации, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц. Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг устанавливаются локальным нормативным актом и доводятся до сведения обучающихся.

Кроме того, граждане, обучающиеся на местах по договорам об оказании платных образовательных услуг, вправе получить образовательный кредит (статья 104 Федерального закона № 273-ФЗ).

В соответствии с Правилами предоставления государственной поддержки образовательного кредитования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 № 1448, для заемщиков по образовательному кредиту с господдержкой установлена фиксированная процентная ставка на уровне 3% годовых и предусмотрен льготный период кредитования, который включает в себя срок обучения заемщика в образовательной организации и дополнительно девять месяцев, в течение которых заемщику предоставляется отсрочка по погашению кредита.

Об авторских правах на производные произведения

Согласно пункту 1 статьи 1255 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) авторские права признаются на произведения науки, литературы и искусства.

В силу положений статьи 1260 ГК РФ переводчику и автору иного производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки или другого подобного произведения) принадлежат авторские права соответственно на осуществленные перевод и иную переработку другого (оригинального) произведения.

Авторские права переводчика и автора иного производного произведения охраняются как права на самостоятельные объекты авторских прав независимо от охраны прав авторов использованных произведений.

При этом переводчик либо автор иного производного произведения осуществляет свои авторские права при условии соблюдения прав авторов произведений, использованных для создания производного произведения.

Исходя из изложенного исключительное право автора производного произведения (включая переводчика) возникает в силу факта создания такого произведения, но использоваться такое произведение может только с согласия авторов (иных правообладателей) использованных произведений.

Также следует учитывать, что в случае неправомерного использования производного произведения подлежат защите как авторские права переводчика или иного автора производного произведения, так и права авторов произведений, на которых основано производное произведение.

О повышении оплаты труда работников учреждений культуры

В соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актам и в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно статье 132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.

При этом сохраняется обусловленная различиями в сложности труда дифференциация в оплате труда работников, занимающих различные должности, относящиеся к одной категории.

Во исполнение поручений Президента Российской Федерации
и Правительства Российской Федерации в целях сохранения установленного Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 (далее – Указ
№ 597) показателя оплаты труда средняя заработная плата работников учреждений культуры в целом по региону не должна быть ниже среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Достижение показателя оплаты труда работников учреждений культуры, определенного Указом № 597, осуществляется в отношении работников государственных (муниципальных) учреждений культуры в целом по региону и касается всех работников, состоящих в штате учреждений культуры
без разбивки по категориям персонала.

Таким образом, средняя заработная плата конкретного работника или отдельно взятого учреждения культуры в регионе может быть как выше, так и ниже установленного целевого значения показателя оплаты труда работников учреждений культуры.

О поступлении на государственную гражданскую службу в Минкультуры России

Замещение вакантных должностей государственной гражданской службы в Минкультуры России осуществляется по результатам конкурса, из кадрового резерва, а также по решению представителя нанимателя в рамках прохождения оценочных мероприятий в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-Ф «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Включение граждан в кадровый резерв Минкультуры России осуществляется по результатам конкурса на включение в кадровый резерв либо конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы.

Актуальная информация о сроках проведения конкурсов на замещение вакантных должностей и конкурсов на включение в кадровый резерв Минкультуры России, а также квалификационные требования к кандидатам и перечень необходимых документов размещаются на официальном сайте Минкультуры России (www.culture.gov.ru) в разделе «Государственная служба» и на сайте Единой информационной системы управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации (www.gossluzhba.gov.ru).

О возможности награждения почетными званиями и государственными наградами лиц, поддерживающих политический курс Российской Федерации и участвующих в благотворительной и иной деятельности на новых территориях и лишения наград граждан, высказывающих мнение о ситуации в стране и покинувших территорию Российской Федерации 

Для рассмотрения вопроса о награждении необходимо представить наградные материалы, оформленные в установленном законодательством порядке.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.09.2010 № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации» ходатайство о награждении государственной наградой возбуждается по месту основной (постоянной) работы представляемого к награждению, оформляется документально и согласовывается с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

С процедурой представления и оформления наградных документов к государственным наградам Российской Федерации можно ознакомиться на сайте Минкультуры России «culture.gov.ru» в разделе «Деятельность» - «Награды» - «Государственные награды Российской Федерации».

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации в настоящее время от 07.09.2010 № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации» награжденный может быть лишен государственной награды только вступившим в силу приговором суда при осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.

О статусе ведомственной награды Минкультуры России, дающей право на присвоение звания «Ветеран труда»

Статус награды, которой были награждены граждане в прошлые годы, вляется ли она ведомственной и дает ли право на присвоение звания «Ветеран труда».

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2016 № 578 Минкультуры России учредило ведомственный знак отличия, дающий право на присвоение звания «Ветеран труда», в соответствии с приказом от 05.09.2016 № 2047 таким ведомственным знаком является Почетная грамота Министерства культуры Российской Федерации.

Пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5 ФЗ «О ветеранах» установлено, что порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации».

вернуться к списку документов
Ответственный за наполнение страницы: Министерство культуры Российской Федерации